Конфереция

Минпроэнерго и Минэкономразвития будут создавать в России биржу, торгующую не сырой нефтью, а нефтепродуктами

Минпромэнерго направило в Минэкономразвития предложения, которые заключаются в том, чтобы придать проекту создания в России нефтяной биржи статус эксперимента. Об этом заявил советник по экономике департамента топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго Юрий Плакиткин. По его словам, Минпромэнерго предлагает разработать проект постановления правительства РФ, в котором будет указано, что проекту по созданию нефтяной биржи в России будет придан статус эксперимента. Во-вторых, в постановлении правительства должны будут быть указаны определенные первоначальные объемы торговли нефтепродуктами. Также в постановлении будет необходимо выбрать электронную торгово-закупочную систему, единую и прозрачную для всех и "прозрачную для государства и органов исполнительной власти", отметил Плакиткин.
Минпромэнерго предлагает указать в данном постановлении, что соответствующие органы исполнительной власти и субъекты естественных монополий должны проводить закупки нефтепродуктов на данной электронной площадке на аукционной основе. Также, по его словам, необходимо назначить "смотрителя за этим экспериментом". "Это могут быть либо Минэкономразвития, либо Минпромэнерго, либо другой орган, который будет анализировать ход эксперимента, наблюдать за ценами и готовить решения о шаговом развертывании данного эксперимента", - сказал Плакиткин.
Он отметил, что рабочая группа, в которую входят представители Минпроэнерго, Минэкономразвития и других ведомств, пришла к выводу, что в России необходимо создавать биржу, торгующую не сырой нефтью, а нефтепродуктами. В частности, он отметил, что по итогам последнего года экспорт сырой нефти несколько снизился, а экспорт нефтепродуктов увеличился. При этом он отметил, что, "покупая наши нефтепродукты, иностранные потребители никогда их напрямую не используют, а подвергают их вторичной переработке, поэтому концептуально можно считать нефтепродукты таким же сырьем, как и сырую нефть". Плакиткин сказал, что биржевая торговля нефтепродуктами является более реализуемой, чем торговля сырой нефтью, хотя и здесь нет у нефтяных компаний мотивации выходить на биржу.
Также Плакиткин озвучил еще одну причину, по которой биржевая торговля в России нефтью и нефтепродуктами пока не осуществляется, - это вертикальное построение нефтяных компаний в России. "95-98% нефти находится во внутрифирменном обороте наших компаний и не выходят за внешний рынок", - сказал он, отметив, что либо надо найти мотивацию для нефтяных компаний, чтобы они выходили на биржу, либо менять вертикальную интеграцию компаний. При этом первое является более предпочтительным.
Кроме того, Плакиткин сказал, что торговлю нефтепродуктами можно разделить на несколько секторов, к примеру, сейчас в общем объеме госзакупок 8% приходится на автомобильный бензин, 40% - на дизельное топливо, 5% - топливо для реактивных двигателей, 44% - топочный мазут. Возможно также "проанализировать ситуацию с угольными ресурсами", - отметил он.
Плакиткин предлагает реализовывать эксперимент по торговле нефтепродуктами поэтапно. Для реализации эксперимента Минпромэнерго исследовало все федеральные округа России по двум критериям. Число конкурирующих компаний, поставщиков нефтепродуктов должно быть более трех. Также федеральный округ должен не быть топливо-дефицитным. Он сказал, что под эти критерии подошли Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Центральный федеральный округ. Также Минпромэнерго проанализировало возможность закупки РАО "ЕЭС России", которое является основным потребителем топочного мазута. Таким образом, по словам Плакиткина, эксперимент может быть реализован поэтапно следующим образом: первый этап - это когда к эксперименту подключаются потребители Приволжского и Центрального федеральных округов, через полгода на втором этапе подключаются Северо-Западный и Сибирский федеральные округа и на третьем этапе - Южный, Уральский, Дальневосточный федеральные округа.
Комментарии