Конфереция

ЛУКОЙЛ увеличивает свою долю рынка моторного масла: он станет единственным поставщиком ГСМ для АвтоВАЗа

ЛУКОЙЛ станет фактически единственным поставщиком горюче-смазочных материалов для АвтоВАЗа. В ближайшие месяцы ЛУКОЙЛ может объявить о контрактах с еще несколькими автопроизводителями. Это стандартный путь захвата рынка моторного масла на Западе: вслед за производителями моторные масла той же марки начинают использовать и сервисные центры. В России эта схема может не принести ЛУКОЙЛу доминирующего положения на рынке: большинство отечественных автомобилей не посещают официальные сервисные центры.
ЛУКОЙЛ и АвтоВАЗ заключили трехлетнее соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает, что нефтяная компания будет поставлять автозаводу горюче-смазочные материалы и специальные жидкости, моторные и трансмиссионные масла для первой заправки автомобилей. "Соглашение подписано на три года с правом дальнейшей пролонгации на неопределенный срок",- отметил первый вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов.
Подписанным договором ЛУКОЙЛ закрепил свое фактически монопольное право в обеспечении АвтоВАЗа ГСМ. Ранее поставщиками компании в равной пропорции выступали ЛУКОЙЛ и ЮКОС, напомнил представитель АвтоВАЗа. Последнее время завод рассматривает опальную компанию как нестабильного поставщика. ЛУКОЙЛ планирует поставлять, по словам Некрасова, до 90% от потребностей АвтоВАЗа, которые оцениваются в 2,5 тыс. тонн ежегодно. "Направлять больший объем ГСМ на предприятие мы не имеем права во избежание проблем с ФАС",- пояснил пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Дмитрий Долгов.
Поставлять ГСМ на АвтоВАЗ ЛУКОЙЛ будет по рыночным ценам, которые будут устанавливаться раз в квартал. На самой сделке ЛУКОЙЛ много не заработает. "При текущих ценах на ГСМ ее можно оценить в $2-2,5 млн",- полагает аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Севастьян Козицын.
ЛУКОЙЛ продолжает переговоры о поставках ГСМ с несколькими отечественными автопроизводителями и в ближайшие месяцы может объявить о новых соглашениях, отметил Дмитрий Долгов. "Сотрудничество напрямую с машиностроительными предприятиями серьезно расширяет рынки сбыта",- объясняет такую стратегию Севастьян Козицын.
Более того, без контрактов с производителями автомобилей нефтяной компании трудно претендовать на сколько-нибудь значимый объем рынка моторного масла. Как правило, автопроизводители рекомендуют дилерам при прохождении плановых ТО и т. д. заливать определенную марку масла, особенно в гарантийный период. К примеру, Peugeot имеет контракт с Total, а Renault - с Elf. А Ford распространяет через дилерскую сеть масло Mobil со специальными присадками под собственным брэндом Motorcraft. О похожей схеме, судя по всему, идет речь и в случае с двумя отечественными компаниями. "Заключенное соглашение подразумевает широкое взаимодействие с ЛУКОЙЛом",- подчеркнул пресс-секретарь гендиректора АвтоВАЗа Владимир Якушенко.
Впрочем, до сих пор АвтоВАЗ рекомендовал своим дилерам не столько конкретную марку масла для замены, сколько его параметры по международной классификации. "В новые машины клиенты предпочитают заливать импортное масло",- говорит сотрудник одного из дилерских центров АвтоВАЗа.
В то же время большинство автомобилей Lada обслуживаются на неофициальных, "серых" сервисах, где каждый автовладелец выбирает масло по своему выбору.
Комментарии