Конфереция

Правительство разрешило нефтяным компаниям отпустить цены на бензин

После полугодового затишья цены на бензин снова начали стремительно расти. За первую неделю июля стоимость литра автомобильного бензина увеличилась в среднем на 30 коп. С сентября 2005 г. по июнь 2006 г. стоимость высокооктанового топлива практически не менялась, колеблясь в пределах плюс-минус 0,01%. В нефтяных компаниях повышение цен объясняют ростом инфляции. По мнению экспертов и некоторых участников рынка, все проще: правительство разрешило производителям отпустить цены, так как инфляция снизилась. К тому же сейчас как никогда выгоден экспорт бензина - экспортная пошлина на нефтепродукты существенно ниже пошлины на экспорт сырой нефти.
Розничные цены на автомобильный бензин в России были заморожены с 19 сентября 2005 г. Тогда крупнейшие отечественные нефтяные компании ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Роснефть", "Татнефть" и "Сургутнефтегаз" приняли решение не повышать цены на автозаправках до конца 2005 г. вне зависимости от динамики нефтяных цен. Решение исходило от правительства, желавшего таким способом укротить инфляцию. Тогда средняя по стране цена литра моторного топлива составила 16,03 руб. Бензин марки АИ-80 подешевел до 14,37 руб. Цены литра бензина АИ-92 и АИ-95 составили 16,83 руб. и 18,05 руб. соответственно. Стоимость литра дизельного топлива достигла 16,01 руб.
По данным ЛУКОЙЛа, оптовые цены на бензин начали расти с начала 2006 г. К марту оптовая стоимость бензина АИ-80 увеличилась на 24%, АИ-92 - на 26%, летнее дизельное топливо подорожало на 21%. В компании скачок объясняют ростом цен на продукцию и услуги во всех основных отраслях промышленности, в частности, в сфере естественных монополий, крупнейшими потребителями которых являются именно нефтяные компании. В первом квартале 2006 г. цены на газ выросли на 11%, на электроэнергию и теплоэнергию - на 9%, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки увеличились на 12,5%, ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) - на 4%. К тому же постоянно растут мировые цены на нефть и нефтепродукты, что влияет на распределение товарных потоков продукции российской нефтепереработки и ее стоимость.
Еще в марте 2006 г. нефтяники начали говорить о том, что не смогут сдерживать цены на бензин. В частности, ЛУКОЙЛ прогнозировал рост стоимости топлива к лету из-за намеченных на апрель-май профилактических работ на ряде российских НПЗ. Это, объясняли в компании, приведет к существенному снижению предложения на рынке нефтепродуктов, что, в свою очередь, повысит оптовые и розничные цены. Тогда же - в марте - нефтяные компании предлагали правительству меры, гарантирующие стабилизацию цен на топливо мирным путем. В частности, предлагалось уменьшить налоговую составляющую в цене нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке, с компенсацией выпадающих доходов бюджета за счет сборов с нефтепродуктов, отправляемых на экспорт (сейчас 54% от стоимости литра топлива приходится на налоги). Это даст эффект снижения цен на внутреннем рынке на 15-20% от расчетных. Также может помочь появление льгот на инвестиционные процессы в нефтепереработке: приблизить к мировым стандартам механизм начисления амортизации; снизить или отменить ставку налога на прибыль, направляемую на реконструкцию НПЗ. Это позволит увеличить глубину переработки нефти. Однако власти оставили предложения нефтяников без внимания.
На автозаправках бензин начал дорожать в июле. За первую неделю месяца цены на литр высокооктанового бензина увеличились на 30 коп. (5%). Сейчас, по данным ЦИК ННР "КОРТЕС", новая средняя розничная цена литра АИ-92 составляет 17,62 руб., АИ-95 - 18,76 руб. В нефтяных компаниях повышение объясняют ростом энерготарифов.
У независимых трейдеров есть своя версия. Как сообщил руководитель сети АЗС, попросивший об анонимности, правительство в неофициальном порядке разрешило крупным вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) отпустить цены. "Летом уровень инфляции падает из-за снижения цен на продукты, поэтому крупным компаниям разрешили не сдерживать цены", - говорит собеседник.
По мнению аналитиков, повышению цен способствует еще ряд дополнительных причин. "В период с апреля по июнь в России действительно появился дефицит высокооктанового топлива. Во-первых, Московский, Киришский, Нижегородский, Куйбышевский, Сургутский и Хабаровский нефтеперерабатывающие заводы снизили объемы его выпуска из-за профилактических работ. Во-вторых, в августе серьезно выросла пошлина на экспорт сырой нефти: с 186,4 долл. до 199,8 долл. На этом фоне пошлина на экспорт нефтепродуктов, подросшая лишь на 6% до 146 долл., выглядит более привлекательной, и бензин отправился на экспорт в страны СНГ", - объясняет аналитик компании "КОРТЕС" Вячеслав Корнеев. С ним соглашается старший эксперт ИГ "Петромаркет" Анатолий Каретников, который предполагает, что цены продолжат расти до сентября. "ВИНКи формируют цены и объемы продажи нефти заранее, о повышении пошлины на экспорт было известно. Соответственно, в июне компании активно экспортировали сырье. Поскольку пошлина меняется раз в два месяца, сейчас нефтяные компании будут увеличивать экспорт нефтепродуктов, что вызовет дополнительный рост цен", - говорит эксперт.
Комментарии