Конфереция

Ситуация на рынке нефтепродуктов России во втором квартале 2006 года. Аналитика

Меры Правительства РФ по регулированию ценообразования на нефтепродукты

По данным Минпромэнерго за четыре месяца 2006 года розничная стоимость бензина всех марок выросла в среднем по стране на 2,2%, дизельного топлива - на 4,7%, при этом в региональном разрезе изменение цен происходило по-разному. Так, если в Смоленске, Махачкале, Казани и Ижевске они остались на прежнем уровне или незначительно снизились, то в Грозном, Оренбурге, Самаре и Челябинске повысились на 10% и более. И эксперты прогнозируют, что цены будут расти и дальше, поскольку ни в мире, ни в нашей стране нет аргументированных причин для их стабилизации. Внутренние цены на нефть с начала года выросли на 40%. Причем цены на нефть на внутреннем и экспортном рынках сегодня отличаются лишь на размер экспортной пошлины. На мировом рынке цены на нефть с начала года выросли на 25%, и внутренний рынок тоже не отставал.

Влияние НДПИ на стоимость нефти

Проблема состоит в том, что НДПИ привязан к внешней стоимости сырья, однако в отличие от экспортной пошлины (которая также рассчитывается, исходя из мировых нефтяных цен) НДПИ оказывает влияние на всю нефть, как экспортируемую, так и поставляемую для переработки в России, что, в свою очередь, увеличивает себестоимость вырабатываемых из нее нефтепродуктов.
Поправка, установившая новую формулу исчисления НДПИ (с учетом мировых цен на нефть и курсовой стоимости рубля по отношению к доллару) была внесена в Налоговый кодекс в 2002 году. "Вес НДПИ в тонне нефти" по данным за первый квартал 2006 года, составил 2300 рублей при цене нефти 7700 рублей. Если же посмотреть на составляющие розничных цен нефтепродуктов, то ее фискальная ее часть (НДПИ, НДС и акцизы) возросла с 40,3% в 2000 году до 59,3% в 2005 году, причем наиболее значимым и критичным является рост ставки НДПИ и ее "привязка" к ценам мирового рынка. Средняя стоимость переработки тонны нефти составляет порядка 390 рублей, при этом тонна нефти на российском внутреннем рынке сейчас стоит 7,7 тыс. рублей, а тонна бензина в среднем 17,5 тыс. рублей. Как видим, фактически, в затратах, которые несут нефтяные компании, доля собственно переработки невысока. Основные затраты - это стоимость нефти, которая уже несет в себе НДПИ, а он, в свою очередь, привязан к мировому рынку
В то же время, и как это ни парадоксально, сегодня нефтяникам гораздо выгоднее перерабатывать нефть и продавать нефтепродукты внутри страны, нежели экспортировать сырую нефть. При экспорте нефть облагается и НДПИ, и пошлиной (которая с 1 июня достигла очередного рекордного уровня - $199,8 за тонну), тогда как переработка нефти означает высокую добавленную стоимость, к тому же не облагается пошлиной, а действующие акцизы не зависят от мировой конъюнктуры. То есть, механизм изъятия "сверхдоходов" в нефтепереработке гораздо менее жесткий, нежели при экспорте нефти. О том, что для предотвращения роста цен на автомобильное топливо необходимо вмешательство государства, неоднократно заявляли как сами нефтяные компании, так и представители розничного топливного рынка (РТС). Среди предложений, направленных в правительство, значились и уменьшение налоговой составляющей в цене нефтепродукта, реализуемого на внутреннем рынке, и изменение принципа формирования акцизов. Ожидаемый результат, по расчетам нефтяников, - снижение цен на 15-20%.

Мероприятия по стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов


В 2006 году федеральные органы исполнительной власти продолжили начатую в конце 2004 года реализацию комплекса мероприятий, направленных на стабилизацию цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N38-р был утвержден План действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в котором предусмотрены следующие мероприятия, направленные на стабилизацию цен внутреннего рынка:
  • внесение в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в части установления "налоговых каникул" при разработке новых месторождений на территории Восточной Сибири и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых по критерию "выработанность месторождения" и стимулирования повышения качества российской нефти (срок внесения в Государственную Думу - май 2006 г.);
  • внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части упрощения порядка возмещения налога на добавленную стоимость, а также снижения основной ставки указанного налога в среднесрочной перспективе (срок внесения в Государственную Думу - июнь 2006 г.);
  • внесение изменений в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации в части изменения принципа установления акцизов на нефтепродукты по принципу снижения ставки акциза на топливо более высокого качества (срок внесения в Государственную Думу - апрель 2006 г.);
  • подготовка поправок Правительства Российской Федерации для рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе проекта федерального закона "О защите конкуренции" (срок внесения в Государственную Думу - февраль 2006 г.);
  • внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства (срок внесения в Государственную Думу - март 2006 г.);
  • корректировка (снижение, отмена) ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации в целях обновления основных производственных фондов.

По мнению Минпромэнерго, реализация указанных мероприятий позволит снизить темпы роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
Однако прошлогодняя "бензиновая лихорадка", когда чиновники забили в набат, похоже, уроком так и не послужила. Как выяснилось, законопроект о дифференциации НДПИ, который так давно ждали участники рынка, ситуацию на топливном рынке кардинально изменить не в состоянии. По той простой причине, что "отвязать" расчет ставки налога от мировой цены нефти он не предполагает. Несмотря на то, что применение метода привязки расчета НДПИ к мировым ценам для нефти, потребляемой на внутреннем рынке, является большой несуразицей, от нее никак не хотят отказаться, потому что в бюджет будет поступать меньше налогов. Хотя и не знают, что с этими налоговыми поступлениями делать.
По данным Минпромэнерго, проект закона предусматривает введение нулевой ставки НДПИ (так называемые "налоговые каникулы") для новых месторождений, расположенных в Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции (Тимано-Печорский регион, а также участки недр, расположенные на континентальном шельфе, были исключены из законопроекта в ходе его рассмотрения в правительстве), и месторождений с выработанностью запасов менее 5% (таковых в России всего пять), а понижающий коэффициент НДПИ предусмотрен для месторождений с выработанностью запасов более 80%.
Однако эффект от такой выборочной дифференциации НДПИ, окажется незначительным, потому что коснется лишь небольшого объема добываемой нефти. Так, например, суммарная годовая добыча нефти на месторождениях с выработанностью запасов более 80% составляет всего чуть более 10% от годовой добычи в стране. В общем, правительство к такому повороту событий пока явно не готово - не случайно законопроект, готовящийся сейчас в Госдуме ко второму чтению, фиксирует привязку НДПИ к мировым ценам до 2017 года. Да и президент в последнем бюджетном послании заявил, что "следует на постоянной основе закрепить в НК РФ применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть". Так что предлагаемый механизм изменения расчета НДПИ в деле снижения цен на бензин, судя по всему, не помощник.

Предложения ЛУКОЙЛа

ОАО "ЛУКОЙЛ" предлагает свое видение использования механизмов налогового управления для стабилизации цен на нефтепродукты. Об этом заявил президент компании Вагит Алекперов, выступая на заседании правительственной комиссии по вопросу "О состоянии и перспективах развития внутреннего рынка углеводородного сырья и продуктов его переработки, включая нефтехимическую промышленность". По его мнению, действующее налоговое законодательство сдерживает реализацию инвестиционных проектов в нефтепереработке. Налоговая нагрузка прямо пропорциональна качеству выпускаемой продукции, что обесценивает усилия по модернизации НПЗ.
1. Компания предлагает для компенсации выпадающих доходов бюджета ввести единую экспортную пошлину на все нефтепродукты в размере не более 90% от экспортной пошлины на нефть. Эти меры позволят сократить экспорт "темных" нефтепродуктов, что положительно скажется на ценовом дифференциале между сортами нефти Urals и Brent.
2. В целях стимулирования реконструкции российских НПЗ необходимо изменить принцип формирования акцизов на нефтепродукты и установить обратную зависимость между качеством топлива и уровнем налогообложения.
3. Введение льготного налогообложения прибыли, направляемой на реконструкцию нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, а также приближение к мировым стандартам механизмов начисления амортизации.
В тоже время В.Алекперов отметил, что административное регулирование внутренних цен может быть эффективно лишь на коротком промежутке времени. Он заявил, что за последние полтора года "ЛУКОЙЛ" дважды объявлял "мораторий" на повышение розничных цен в декабре 2004 г. и в сентябре 2005 г., но в каждом случае компания отказывалась от него под давлением Федеральной антимонопольной службы.

Перенос акцизов на нефтепродукты с розничного звена на НПЗ

Единственное, что реально предлагает правительство для сдерживания цен на внутреннем рынке, - это решение не индексировать акцизы на нефтепродукты. Неиндексация в какой-то степени позволяют предполагать, что акцизы не будут увеличивать цены - предполагают представители Минфина. Одновременно они высказывают сомнения в эффективности такого решения, так как в свое время отмена налога с продаж не привела к снижению цен на продукты. Следовательно, одними акцизами проблему решить не удастся. Тем не менее, их доля в цене на бензин достаточно высока и составляет около 20%. Однако нужно учитывать, что свое "черное дело" правительство уже сделало: с 2002 по 2005 год акцизы на нефтепродукты выросли на 75%. Кроме того, применяемый механизм взимания акцизов не способствует производству высококачественных продуктов: ставка акциза на бензин с октановым числом до 80 на треть меньше, чем на бензин с "иными октановыми числами". Минэкономразвития РФ уже подготовило и направило на согласование в министерства и ведомства законопроект по акцизам. Предлагаемые изменения в законодательство будут стимулировать техническое перевооружение предприятий и производство нефтепродуктов более высокого качества.
Правительство также приняло решение перенести уплату акцизов на нефтепродукты с розничного звена на нефтеперерабатывающие заводы. По словам вице-премьера Александра Жукова, правительством уже одобрены соответствующие поправки в Налоговый кодекс и внесены в Госдуму. Идею перенести уплату акцизов на нефтепродукты с розницы на НПЗ поддерживал как Минфин, так и Минэкономразвития. Отказаться с 1 января 2007 года от нынешней зачетной системы уплаты акцизов и вернуться к существовавшему до 1 января 2003 года порядку уплаты налога чиновники предлагали в первую очередь для того, чтобы упростить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты.

Предложения Федеральной антимонопольной службы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предлагает установить сезонные экспортные пошлины на нефтепродукты. Это озвучил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, выступая на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. По его словам, "установление пошлин должно иметь сезонный характер". Нужно вводить повышенные пошлины в периоды повышенного спроса. В частности, для мазута этот период приходится на осень-зиму, а для автобензина - на весну-осень.
ФАС также предлагает внести ряд поправок в Уголовный кодекс, антимонопольное законодательство и КОАП, направленный на усиление ответственности за картельные сговоры на рынке нефтепродуктов. По мнению ФАС, монопольные действия игроков оказывают серьезное влияние на цены на внутреннем рынке. При этом половину нарушений в данной сфере составляют случаи картельных сговоров, в то время как на других товарных рынках доля таких правонарушений составляет лишь 5%.



Начало биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами

Фондовая биржа "Российская торговая система" (РТС) начала с 8 июня 2006 г. торги фьючерсными и опционными контрактами на нефть и нефтепродукты. По замыслу властей, выступивших инициаторами организации биржевых торгов отечественной нефтью, новый финансовый инструмент должен расширить зону влияния российской валюты, ликвидировать практику ценовых сговоров нефтяников, замедлить рост цен на топливо, а также открыть инвесторам новые возможности для заработка. Однако участники рынка сомневаются, что новой бирже удастся реализовать все поставленные задачи.
Идею организовать биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами и газом не раз озвучивал президент РФ Владимир Путин. По его замыслу, биржа позволит расширить зону влияния российской валюты. После того как президент в очередной раз 10 мая напомнил о бирже в ежегодном послании Федеральному собранию, идею развили и дополнили Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, торговля нефтепродуктами поможет замедлить рост цен на дизельное топливо, авиационное топливо и мазут. По его мнению, 80% стоимости этих видов топлива обусловлены ростом углеводородов на мировом рынке, а 20% - региональной монополией нефтяников в регионах.
Глава МЭРТ Герман Греф полагает, что биржа также поможет снизить цены и на автомобильный бензин благодаря контролю цен на нефть. Малые и средние нефтеперерабатывающие компании перестанут зависеть от политики крупных сетей автозаправочных станций, принадлежащих тем же нефтяникам-монополистам. Торговлю экспортной российской нефтью планируется начать до конца 2007 г. Дата запуска площадки по торговле газом пока неизвестна: МЭРТ дорабатывает проект постановления о запуске пилотных биржевых торгов "голубым топливом".
Начало торгов не вызвало особого энтузиазма у участников рынка. Нефтяные компании не проявили интереса к участию в торгах. Существует мнение, что на биржу нефтяники могут отправиться в приказном порядке, так как на внутреннем рынке уже невозможно создать механизм, увеличивающий рентабельность. Государство контролирует добычу нефти в объеме не менее 130 млн т, являясь акционером в "Газпроме" и "Роснефти". Это позволило бы начать работу биржи по торговле нефтью, к торговле которой в дальнейшем могли подключиться и другие компании. Идея биржи представляла бы для них интерес, если бы торги нефтью на РТС были выгоднее экспортных поставок. Поэтому нефтяники ждут запуска экспортной биржи. Отсутствие интереса нефтяники связывают также с тем обстоятельством, что нет ясности с вопросом доставки купленной на бирже нефти. Графики поставок по трубопроводам "Транснефти" жестко регламентированы и как туда вписать отправку партий, купленных на бирже, пока ясности нет.
Также нефтяники сомневаются в том, что биржа сможет решить заявленные правительством проблемы. В частности, особые сомнения у компаний вызывает перспектива остановки роста цен на нефтепродукты, например, на стратегический ресурс для сельского хозяйства - дизельное топливо. В сложившихся условиях их стоимость зависит от цены на нефть и размера налогов. К тому же, существенная доля вины в дефиците "дизеля" лежит на самих сельхозпроизводителях, которые скупают топливо для последующей перепродажи.

Стимулирование нефтепереработки и качества нефтепродуктов

Вопрос качества моторного топлива - бензина и дизельного топлива становится с каждым годом все более актуальным, поскольку это один из главных факторов экологической безопасности, влияющий на здоровье людей. Наконец в правительстве решили, что проблем в энергетической сфере "накопилось достаточно" и не стоит больше затягивать с их обсуждением. А потому в конце марта Премьер Михаил Фрадков провел первое заседание возглавляемой им правительственной комиссии по вопросам ТЭКа. Первоначально проанализировали состояние дел в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.
Нефтеперерабатывающие мощности в стране по большей части устарели морально, а многие - и физически. Степень износа отечественных нефтеперерабатывающих заводов составляет, по данным Минэкономразвития, 65%. Из 27 имеющихся заводов 6 были пущены в эксплуатацию еще до войны, еще 6 - построены до 1950 года и 8 - до 1960 года. Нефтепереработка до сих пор во многом ориентирована на структуру спроса, существовавшую во времена строительства этих НПЗ. В ней высока доля выхода мазута и дизельного топлива. При этом значительная часть этих продуктов идет на экспорт, в то время как практически весь бензин остается на внутреннем рынке.
Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, докладывая на заседании комиссии, констатировал, что в ближайшем будущем в нефтеперерабатывающей отрасли могут возникнуть "кризисные явления". Отметив, что сейчас состояние нефтепереработки в целом удовлетворяет существующим параметрам спроса, министр заявил, что рост в нефтяной отрасли базируется в значительной степени на активах и мощностях, доставшихся России от прошлого. Потенциал, заложенный еще в советские времена, практически исчерпан. Перспективы нефтеперерабатывающей отрасли волнуют и бизнес. Уже к концу текущего десятилетия Россия может столкнуться с дефицитом светлых нефтепродуктов, в первую очередь бензина.
Члены комиссия по ТЭКу попыталась понять, почему мы уступаем Западу в сфере нефтепереработки и что необходимо сделать, чтобы ситуацию кардинально изменить. Как добиться увеличения инвестиций в разработку новых месторождений и, соответственно, в рост нефтедобычи.
Конкретных предложений, поддержанных всеми, было два. Это, во-первых, дифференциация налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от степени выработанности месторождений. И, во-вторых, взимание акцизов на продукты нефтепереработки в зависимости от ее глубины (т.е. качества бензина). Были озвучены также предложения по стимулированию биржевой торговли нефтепродуктами, по отмене фиксированной цены на сжиженный газ.
Самым главным нефтяники сочли скорейшее введение дифференцированного НДПИ - к 1 декабря 2006 года. А также обратили внимание премьера на то, что планируемое властями введение "налоговых каникул" при разработке новых месторождений нужно детальнее описать в законе. При обсуждении выявилось внутреннее противоречие между состоянием дел в нефтепереработке и общим состоянием дел в экономике. "Выжатая" за перестроечные годы своими новыми хозяевами нефтеперерабатывающая промышленность сегодня действительно нуждается в модернизации, а значит, и в инвестициях. Государство, давая некие налоговые послабления, может привести в итоге к повышению качества и конкурентоспособности нефтепродуктов. Но тут и начинает проявляться противоречие, о котором поведал членам комиссии глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. На Западе наш высокооктановый бензин не нужен, потому что у них своя переработка еще более высокооктановая. Им нужна либо сырая нефть, либо дешевые нефтепродукты, как раз для последующей глубокой переработки. На внутреннем рынке современные нефтепродукты также не нужны ввиду отсутствия покупательной способности. Приучать отечественных автолюбителей насильно ездить на Евро-4 или Евро-5, конечно, можно, но вряд ли оправдано.
По мнению представителей МЭРТа , нефтепереработка функционирует не сама по себе, а по заказу отраслей экономики: в частности, низкому уровню отечественного двигателестроения требуется аналогичное качество бензина. Основными же потребителями низкооктанового бензина являются сельское хозяйство, транспорт, "оборонка". Поэтому пока будет эксплуатироваться такая техника, будет существовать и постоянно высокая потребность именно в низкооктановом бензине.
21 апреля вступил в силу технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, загрязняющих веществ", принятый правительством в ноябре прошлого года. С этого дня, согласно документу, наши автозаводы должны выпускать технику, соответствующую как минимум экологическим нормам "Евро-2". Это положит конец "грязным" и дешевым автомобилям. Крупнейшие российские автопроизводители заявили, что готовы к новым экологическим требованиям. Дело в том, что правительство предпринимало попытки навязать евростандарты российскому автопрому уже несколько лет, но ранее это было технически нереально и означало бы гибель отрасли. Если переход на "Евро-2" не потребовал кардинальной перестройки технологических циклов и колоссальных финансовых вливаний, то внедрение требований "Евро-3" и "Евро-4" повлечет за собой серьезные технологические изменения в отечественном автопроме. "Когда будут введены стандарты "Евро-3", на машины необходимо устанавливать каталитический нейтрализатор и более совершенную систему управления впрыском топлива. Это уже слишком дорого для дешевых, классических моделей "Жигулей". Такие затраты будут уже нецелесообразны, поэтому к 2008 году выпуск "классики" прекратят, хотя все, что будет произведено до 2008 года, будет продаваться.
Выход из сложившейся ситуации с нефтепереработкой Минпромэнерго видит в стимулировании притока инвестиций в нефтеперерабатывающую промышленность. Правительство уже приняло ряд мер для стимулирования капиталовложений в отрасль. В частности, принят технический регламент по экологическим требованиям к автомобильным двигателям, разрабатывается регламент по требованиям к топливу, а также принято решение об отмене таможенных пошлин на поставку оборудования для модернизации нефтепереработки.
Часть денег на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей Минпрмэнерго рассчитывает взять из Инвестиционного фонда. Государству следует профинансировать "один из сверхсовременных проектов в сфере нефтепереработки". В частности, заявку на средства из Инвестфонда подала Татнефть. Компания просит 500-700 млн. долларов на строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске. Также Минпромэнерго считает "перспективными" проекты компаний "Новатэк", "Саянскхимпласт", "Нижнекамскнефтехим", "Салаватнефтеоргсинтез", "Полиэф" и "Ставропольполимерпродукт".
В апреле на собственных АЗС "Лукойла" в Москве и области началась продажа бензинов под зарегистрированным товарным знаком "Экто". По информации представителей "Лукойла" это топливо с привычными октановыми числами 92 и 95, но по своим характеристикам оно будет соответствует , а по некоторым из них и превосходит нормы Евро-3, которые в России станут обязательными к применению только с 1 января 2008 г. Кроме того, топливо содержит импортные присадки, оказывающие моющее и антикоррозионное воздействие на детали двигателя, их использование обеспечивает снижение выбросов СО и СН в атмосферу на 10-15% и сокращение расхода топлива на 2-4 %. В Московском регионе компания рассчитывает продавать около 9000 т нового топлива в месяц (это около 3% суммарного потребления). Затем (в июле-августе) бензины "Экто" "Лукойл" начнет поставлять в Северо-Западный регион (около 10 000 т в месяц) и Нижегородскую область (около 5000 т). Бензины будут поставляться с Кстовского НПЗ (Нижегородская обл.). Если топливо будет пользоваться спросом, "Лукойл" обещает продавать его и независимым сетям АЗС при условии, что продавцы не нанесут ущерба его качеству.
Комментарии