Конфереция

Правительство разрешило "Роснефти" разместить на биржах 14,3% капитала. Стоимость одной акции - $6,2

Правительство разрешило "Роснефтегазу" разместить на биржах 1,356 млрд акций "Роснефти" - около 14,3% акционерного капитала компании. По всей видимости, размещен будет весь этот пакет. В результате стоимость одной акции "Роснефти" вряд ли окажется ниже $6,27 - это минимальная цена, при которой без продажи акций из допэмиссии компании доходы от ее IPO могут покрыть долги "Роснефтегаза". Между тем некоторые эксперты сомневаются в законности направления средств от IPO на погашение этой задолженности.
Вчера пресс-служба правительства РФ обнародовала распоряжение премьер-министра Михаила Фрадкова от 23 июня, которым утверждено размещение "Роснефтегазом" (владеет 100% минус одна акция "Роснефти") 1 356 498 963 акций "Роснефти", то есть 14,27% от ее текущего акционерного капитала с учетом недавней допэмиссии. После консолидации дочерних компаний "Роснефти" и погашения казначейских акций доля IPO составит около 12,7%. Как заявлял ранее глава "Роснефти" Сергей Богданчиков, задача компании - выручить $8,5 млрд для погашения задолженности "Роснефтегаза" перед банками и процентов по ней. 400 млн акций допэмиссии разместят, только если в ходе подписки обнаружится превышение этой суммы. Ценовой диапазон, установленный компанией, составляет $5,85-7,85 за акцию. При размещении 1,356 млрд акций для достижения показателей, обозначенных Богданчиковым, цена акции должна составить не менее $6,27.
Пока конечная цена акции не определена - ее объявят после закрытия книг, 14 июля. На данный момент есть информация, что "Роснефть" сделала предложение ряду иностранных компаний приобрести свои акции на сумму от $500 млн до $1 млрд. Отметим, что вчера малайзийская Petronas заявила, что ей действительно поступало такое предложение. Зато бразильская Petrobras и BP опровергли сообщения прессы о своем участии в IPO. Reuters со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщило, что BP сочла, что "это приобретение не является стратегическим и несет значительный репутационный риск".
Обилие спекуляций насчет заинтересованных сторон подогревает интерес к размещению. "Формируются, во многом за счет пиара, позитивные ожидания от IPO,- говорит портфельный аналитик крупной инвесткомпании.- В качестве потенциальных покупателей фигурируют западные и азиатские нефтяные компании, ТНК-BP, "Сургутнефтегаз" и другие звучные названия. Аналитики также говорят, что привлекательность "Роснефти" повышают слухи о потенциальном усилении перерабатывающего сегмента "Роснефти" за счет приобретения принадлежащих ЮКОСу Ачинского и Ангарского НПЗ и увеличении запасов".
Однако привлекательность бумаг "Роснефти" омрачается многочисленными рисками, в первую очередь связанными с приобретением ее основного добывающего актива "Юганскнефтегаза", принадлежавшего ЮКОСу. Вчера бывший экономический советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов и бывший старший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко прибавили к списку новый риск, связанный с неясностью статуса "Роснефти".
По мнению Илларионова, происходящее IPO следует квалифицировать как "преступление". Дело в том, что "Роснефть" включили в план приватизации федерального имущества в 2004 году. В 2005 году 100% минус одна акция компании Росимущество внесло в уставный капитал "Роснефтегаза", на 100% принадлежащего государству. Таким образом, по сути, "Роснефть" так и осталась государственной, что многим дает основания определять как приватизацию ее проходящее IPO. По закону о приватизации государственного и муниципального имущества средства от приватизации должны направляться в бюджет, а не использоваться собственником приватизируемого актива для погашения задолженности или других целей. "Если считать приватизацией это IPO, то ущерб, наносимый государству, можно оценить в $11-14 млрд,- полагает Илларионов.- Но согласно заключению юристов правительства, приватизация произошла в 2005 году при передаче "Роснефти" "Роснефтегазу". Если согласиться с их заключением, то преступление произошло в момент передачи, а размер экономического ущерба равен цене 100% "Роснефти" в момент приватизации". "Если считать приватизацией передачу "Роснефти" "Роснефтегазу",- соглашается бывший старший вице-президент НК ЮКОС Александр Темерко,- то от этой операции бюджет не получил ни копейки, тогда как компания была оценена в $26 млрд".
Между тем независимые юристы считают, что никаких юридических проблем с приватизацией "Роснефти" нет. "Просто приватизация состоялась в момент внесения акций компании в капитал "Роснефтегаза" в полном соответствии с законом",- отмечает старший юрист компании "Линия права" Роман Беленков (компания в 2002 году проводила IPO госакций ЛУКОЙЛа). Действительно, в законе о приватизации указано, что она может проходить как за плату, так и "путем передачи в государственную или муниципальную собственность акций ОАО, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество". Именно это и произошло в 2005 году. Что же касается доходов государства, то, продавая акции "Роснефти", оно фактически оплачивает получение в прошлом году 10,74% акций "Газпрома".
Комментарии