Конфереция

Нефтяные компании переходят на железнодорожные перевозки топлива: "Волготанкер" отдыхает

Срыв навигации "Волготанкера", крупнейшего речного нефтеналивного пароходства, привел к тому, что его клиенты вынуждены возить грузы по железной дороге. Такой способ доставки грузов на экспорт обходится им почти вдвое дороже. Поэтому нефтяники могут переориентироваться на внутренний рынок, полагают эксперты.
"Волготанкер" объединяет 11 российских судоходных, судостроительных, судоремонтных и сервисных компаний с суммарным флотом из 353 судов дедвейтом 1,25 млн т. До 2005 г. "Волготанкер" перевозил около 8 млн т нефти и нефтепродуктов в год. Основными клиентами были "Лукойл", "Роснефть", "Башнефть", "Казмунайгаз". Выручка за 2005 г. по РСБУ - 4,1 млрд руб., чистый убыток - 1,1 млрд руб. Более 76% акций "Волготанкера" контролируют его топ-менеджеры, 20% - у государства.
Налоговые претензии к "Волготанкеру" за 2001-2004 гг. превышают 3,3 млрд руб. В октябре 2005 г. самарский областной суд арестовал практически весь флот компании, а затем и акции "Волготанкера", которые контролирует менеджмент. В итоге компания не смогла начать навигацию 21 апреля, из-за чего бывшие клиенты "Волготанкера" вынуждены пользоваться услугами железной дороги, рассказал гендиректор компании "Вижн Флот" Петр Разумов.
До 2005 г. речники вывозили порядка 12 млн т нефти и нефтепродуктов на экспорт, из них на "Волготанкер" приходилось примерно две трети, вспоминает вице-президент пароходства Андрей Клейменов. Другие речники подросли за это время, но их мощности все равно ограниченны и сейчас они не могут покрыть потребности нефтяных компаний, добавляет Разумов.
В "Волготанкере" не раскрывают, куда ушли клиенты пароходства. Клейменов говорит, что ему это неизвестно. Разумов признался, что "Вижн-Флот" взял на себя перевозки "Роснефти" и Нижнекамского НПЗ. В эту навигацию "Вижн-Флот" планирует перевезти 1,2-1,3 млн т нефтепродуктов для "Роснефти" и 300 тыс. т - для Нижнекамского завода. В пресс-службе "Роснефти" заявили, что компании неизвестно, кто и в каких объемах теперь перевозит долю "Волготанкера".
Компания "Татаро-американские инвестиции и финансы" (ТАИФ) заключила контракт с "Волганефтью", рассказал заместитель гендиректора по коммерции ТАИФ Александр Кантуев. Но возможности нового партнера недостаточны, сетует он. Поэтому сейчас ТАИФ перевозит 100 -110 тыс. т против прошлогодних 150 - 170 тыс. т.
Представитель "Лукойла" Владимир Смирнов добавляет, что его компания подписала договор с другим перевозчиком на перевозку 700 тыс. т мазута и 300 тыс. т газойла. Эти перевозки достались "Волга-Флот-Танкеру" ("дочке" Волжского пароходства), уточнил заместитель гендиректора пароходства Альберт Михайлов.
Все нефтяники в один голос заявляют, что новые перевозчики не справятся с планируемыми объемами. Часть нефтегрузов им придется отправлять по железной дороге. К примеру, Уфимскому НПЗ пришлось полностью перейти на железнодорожные перевозки, говорит Разумов. "Российские железные дороги" (РЖД) уже пожинают плоды неудач "Волготанкера". С мая нефтеперевозки на европейской части страны выросли на 7% (до 36 тыс. т в сутки). И это непосредственно связано со срывом навигации "Волготанкера", отмечает начальник отдела перевозок РЖД Сергей Семенкин.
Перевозки по железной дороге, по оценке Кантуева из ТАИФ, обходятся нефтяникам в 2,5 раза дороже речных. Впрочем, аналитик агентства Argus Александр Ершов уточняет, что в 2-2,5 раза дороже стоят нефтеперевозки до сухопутных погранпереходов. А расценки на внутренние перевозки до российских портов у железной дороги и речного флота отличаются ненамного. Так что нефтяники в целях экономии будут ориентироваться на внутренний рынок, предполагает Ершов.
Комментарии