Конфереция

"Газпром" и Shell построят на Ямале завод по переработке газа в дизельное топливо

"Газпром" и Royal Dutch/Shell ведут переговоры о строительстве в Ямало-Ненецком автономном округе завода по переработке газа в жидкое топливо. Для России это совершенно новая технология, которая поможет "Газпрому" решить проблему использования низконапорного газа на истощающихся месторождениях. Реализация проекта может обойтись инвесторам в $7-8 млрд.
Англо-голландская Royal Dutch/Shell - третья по величине частная нефтегазовая компания в мире после ExxonMobil и BP. Выручка компании в 2005 г. составила $379 млрд, чистая прибыль - $25,3 млрд. В России Shell участвует на условиях соглашения о разделе продукции в проекте "Сахалин-2" (владеет 55% акций оператора Sakhalin Energy) и освоении Салымской группы месторождений в Западной Сибири (на паритетной основе с Sibir Energy).
Оператор проекта Sakhalin Energy на 55% принадлежит англо-голландской Royal Dutch/Shell, 25% и 20% владеют японские Mitsui и Mitsubishi. Проект включает строительство на юге Сахалина завода по производству сжиженного природного газа мощностью 9,4 млрд куб. м в год, которую планируется увеличить на 20%.
Технология GTL создана на базе процесса Фишера - Тропша, разработанного в Германии в предвоенные годы. Его суть в получении из угля при участии кислорода синтетического газа, а из него - дизельного топлива. GTL использует вместо угля природный газ. До недавнего времени технология считалась невыгодной, но с ростом цен на нефть стала более востребована, особенно в странах Юго-Восточной Азии. Кроме солярки из синтетического газа можно получать смазочные и косметические материалы.
Заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов вчера на ежегодной конференции для инвесторов, организованной ИГ "Ренессанс Капитал", рассказал, что "Газпром" и Shell планируют совместно построить около Надыма завод по переработке природного газа в топливо (по технологии gas-to-liquid, GTL) мощностью до 12 млрд куб. м газа в год. На выходе это даст 110000 баррелей дизельного топлива в день, или около 6 млн т в год. Аналогичный завод, но мощностью 140000 баррелей в день Shell сейчас строит за $5 млрд в Катаре - он должен заработать в 2008 г.
Менеджер из московского офиса Shell сообщил, что компании уже несколько месяцев ведут переговоры о предварительном технико-экономическом обосновании этого проекта. "Мы проводим исследования с тем, чтобы понять, целесообразно ли развитие этого бизнеса в России", - говорит он. "Речь о планах строительства пока не идет, мы лишь изучаем совместно с "Газпромом" такую возможность, - осторожничает представитель лондонского офиса Shell. - Мы рассматриваем все возможности взаимодействия с российской компанией, потому что считаем, что альянс двух таких сильных корпораций, как Shell и "Газпром", может дать превосходные результаты".
Не исключено, что именно этот проект имел в виду президент Shell в России Крис Финлэйсон, когда говорил о планах компании в России. "Я хотел бы значительно увеличить наш бизнес в России - как на Сахалине и в Западной Сибири, так и потенциально на третьей платформе, - заявил он. - Я думаю, это будет платформа, расположенная в отдаленном районе, требующая хорошей технологической базы, вероятно в Арктике". По словам Финлэйсона, его компанию интересует возможность реализации проектов по добыче и сжижению газа. "В России есть много неоткрытых месторождений, а время, когда разведку земель нужно будет быстро переводить в стадию разработки, стремительно приближается", - отметил он.
Аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров говорит, что технология GTL весьма перспективна для удаленных, неподключенных к трубопроводной системе месторождений газа. Именно поэтому несколько лет назад ЮКОС планировал внедрить ее на своих восточносибирских месторождениях. Но и "Газпрому", считает эксперт, она тоже очень пригодится. "У компании большая проблема с низконапорным газом, который добывается на уже истощившихся гигантских месторождениях, - объясняет Нестеров. - Слишком велики становятся затраты на повышение его давления до уровня, обеспечивающего транспортировку на большие расстояния. Поэтому переработка такого газа по месту добычи была бы хорошим решением проблемы". По оценке эксперта, только строительство такого завода может обойтись в $3,3 млрд и еще столько же потребуется вложить в инфраструктуру.
Комментарии