Конфереция

Госдума планирует лишить свободы на 6 лет производителей фальшивых нефтепродуктов

Приравнять производство фальшивого бензина и других нефтепродуктов к категории тяжких преступлений и подключить к борьбе с суррогатчиками государственные контролирующие органы и судебную систему страны в целом предлагает группа депутатов из фракции "Единая Россия", сообщает "Независимая газета". Медведи считают, что в Кодексах - уголовном и об административных правонарушениях - должны появиться специальные статьи, наказывающие высокими штрафами и даже лишением свободы до 6 лет за "производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих установленным требованиям".
Доля поддельного бензина на российских заправках за последние годы в среднем выросла с 5-15% до от 20-35%.
Под законопроектом подписалось 9 депутатов, часть из которых до избрания работала в нефтяной или нефтехимической отраслях. Они утверждают, что в настоящее время российское федеральное законодательство не содержит специальных норм, карающих именно производителей фальсифицированных нефтепродуктов. Которые, указывают авторы, по некоторым подсчетам, в последнее время заняли примерно 25-30% рынка. Таким образом, полагают депутаты, гражданам и государству наносится серьезный экономический и экологический ущерб, а кроме того, подрывается деятельность компаний, честно торгующих настоящим бензином. "Таким образом, общественная опасность деяния является высокой и требует адекватного реагирования со стороны государства", - указывается в пояснительной записке к законопроекту.
Предполагается, что госконтроль в этой сфере предпринимательской деятельности должны будут осуществлять органы энергетического надзора, стандартизации, метрологии и сертификации. Однако они смогут только выявлять нарушения, а вот штрафовать так называемых "бодяжников", изготавливающих топливо из подручных материалов, можно будет лишь через суд, потому что штрафы планируется назначить весьма высокие - от 400 тысяч до 500 тысяч рублей. Это в том случае, если нарушившую требования к производству бензина фирму привлекут только к административной ответственности. Если же какое-то юридическое лицо будет уличено в этом неоднократно, то тогда, предлагают депутаты, должна наступать уже уголовная ответственность.
Самое суровое наказание за торговлю фальсификатом в особо крупных размерах, то есть не меньше чем на миллион рублей, что для этого рыночного сегмента не является чем-то из ряда вон выходящим, составит до 6 лет лишения свободы вместе со штрафом до 1 миллиона рублей.
Одним из продуктов каждого НПЗ является так называемый прямогонный бензин - продукт первичной переработки нефти с октановым числом 54-66 единиц и большим количеством примесей. Автомобильным топливом "прямогонка" вообще не является (у автомобильного бензина октановое число не может быть меньше 76 единиц, а у наиболее ходового бензина - 80-95 единиц). В промышленности прямогонный бензин даже редко используется, как сырье для автомобильного бензина. Из него изготавливаются разные смолы, полимеры, пластмассы. "Прямогонка" имеет меньшую себестоимость, и путем несложных манипуляций его октановое число может быть повышено до приемлемого уровня. Чем и пользуются бензиновые "самогонщики". Для повышения октанового числа в большинстве случаев используются ацетон, нафталин или органический спирт. Также распространены свинцовые, марганцевые и железосодержащие присадки. Например, 5% спирта в тонне "прямогонки" повысят ее октановое число на 20-30 единиц. Стоимость такой присадки чуть больше 10 рублей за литр. На тонну прямогонного бензина потребуется около 50 литров катализатора.
Формально октановое число в самопальном бензине удается довести до показателя, близкого к автомобильному топливу. Но это лишь видимость настоящего бензина. Суррогатное топливо получается "грязным". То, что реализуется на заправках под видом Аи-80 и Аи-92, содержит в себе множество примесей (в частности, свинца), которое изнашивает автомобиль. Нагар в топливной системе, забитые бензонасос и форсунки впрыска, коррозия металлических конструкций и разложение резиновых деталей - еще не самые тяжелые последствия от использования суррогатов.
Нелегальные трейдеры могут закупать на заводах любое количество "прямогонки". Правительство планировало принять закон, предусматривающий введение акциза на прямогонный бензин. Однако потери нефтехимического комплекса от введения акциза могут составить до 12 млрд рублей. Предлагается параллельно с введением акциза на продажу, освободить от налогов использование прямогонного бензина на производстве предприятий нефтехимии. Основанием для освобождения предприятия от налога может служить задокументированное наличие установок по переработке прямогонного бензина.
Теоретически нелегальные производители суррогата могут пытаться получать "прямогонку" не с НПЗ, а уже с производств. Но даже в этом случае рентабельность этого бизнеса должна существенно сократиться - ведь речь уже будет идти о нарушениях со стороны продавца.
По данным специалистов Московской топливной ассоциации, топливные суррогаты производят, как правило, кустари в "домашних" условиях или нефтебазы. Где точно происходит окончательная доводка фальшивого топлива до товарного вида, можно только предполагать.
В Москве на некоторых АЗС продают как фальшивое топливо, так и просто низкокачественное. И если в первом случае речь идет об абсолютно непригодной для двигателей горючей жидкости, то во втором заправляться все же можно, но топливная система выйдет из строя через несколько месяцев. По данным Департамента природопользования и защиты окружающей среды Москвы, сейчас более 35% столичных автозаправок заливают в баки некачественное топливо. В связи с этим Департамент постоянно проводит проверки АЗС на предмет качества топлива и регулярно публикует "черные" и "белые" списки АЗС.

Напомним, в ближайшее время в Петербурге Законодательное Собрание планирует рассмотреть законопроект "О стимулировании производства и реализации нефтепродуктов и моторного топлива с улучшенными характеристиками в Санкт-Петербурге". Цель закона - определить городской орган власти, который мог бы осуществлять контроль за качеством топлива, реализуемого с нефтебаз города и области, учитывая новые стандарты российских бензинов. Основная задача закона - организация государственного контроля над движением топлива в Санкт-Петербурге таким образом, чтобы не допустить попадание на АЗС некачественной продукции.
Комментарии