Конфереция

Правительство поможет крупному бизнесу: минимальный порог доминирования на рынке повысят до 8%

Правительство, определяя критерии доминирования компаний на рынке, не сдержало своего слова, данного бизнесу. В процессе подготовки нового закона "О защите конкуренции" ко второму чтению глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев пообещал, что обвинения в доминировании не будут предъявляться к компаниям, которые держат менее 10% отраслевого рынка. Однако авторы законопроекта подготовили поправку, согласно которой этот порог повышен с изначальных 5% до 8. Компромиссный вариант, одобренный также профильным комитетом Думы, огорчил представителей малого бизнеса, выступающих за ужесточение антимонопольного законодательства. Впрочем, был разочарован и крупный бизнес, который считает оптимальным повышение порогового значения до 15%. Бизнесмены не зря борются за изменение этого параметра: правительство собирается повысить штрафные санкции за картельные сговоры - до 4% годового оборота компании.
Понятие коллективного доминирования было решено прописать в новом законе "О защите конкуренции", после того как ФАС заподозрила в картельном сговоре нефтяные компании. В 2004 году произошел резкий скачок цен на топливо, который ФАС связывала не только с удорожанием нефти на мировых рынках. Тогда антимонопольщики и заподозрили нефтяные компании в ценовом сговоре. "На экспорт поставляется не более 15% российской нефти, - говорил глава ФАС Игорь Артемьев. - Если на внутреннем рынке остается 85%, то о каком влиянии мировых цен может идти речь. Все говорит о том, что компании договорились друг с другом и злоупотребляют своим доминирующим положением". Против нефтяников ФАС возбуждала судебные процессы, однако доказать свое предположение ведомству удалось только в прошлом году. Суд признал вину таких компаний как "ЛУКОЙЛ" и ЮКОС. На них были наложены штрафные санкции в размере $1 млн и $2,5 млн соответственно.
Согласно действующему законодательству, определить "компании-доминанты" весьма проблематично. Сейчас доминирующим признается только тот субъект, который держит в своих руках 65% от всего объема отраслевого рынка. Но как пояснил заместитель главы ФАС Андрей Цариковский, классический пример такого доминирования в жизни встречается редко. "На нефтяном рынке нет такой компании, которая бы перекрывала рынок, - отмечает Цариковский. - Чаще встречается коллективное доминирование, когда несколько компаний занимают большую долю рынка". Новый закон признает доминирующей любую из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка, либо из пяти, занимающих 70% рынка.
Впрочем, в законе была сделана оговорка, которая не позволяет обвинить лидеров рынка в доминировании. Антимонопольное законодательство не применяется в том случае, если один субъект из подозреваемой группы занимает менее 5% рынка. Однако у представителей крупного бизнеса это положение вызвало недовольство. Они настаивали на повышении минимального порога, хотя бы до 10%. Точка в дискуссии между чиновниками и предпринимателями, казалось бы, была поставлена осенью прошлого года, когда президент встал на сторону бизнеса. Однако авторы законопроекта, разрабатывая поправки ко второму чтению, решили действовать по принципу "ни вашим, ни нашим". Они остановились на компромиссном варианте, подняв порог до 8%. "К такому решению мы пришли после длительных согласований с бизнесом, - отметил заместитель главы ФАС Андрей Цариковский. - Насколько правильно определена минимальная доля, станет ясно после того, как закон уже начнет работать".
Для некоторых экспертов остается загадкой, чем мотивирован выбор чиновников. "Предложенный вариант продиктован либо теоретическими рассуждениями, либо преследует своей целью вывести конкретную отрасль из-под контроля ФАС, - предположил член Генерального совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. - Практического объяснения такому незначительному повышению найти трудно. Особенно с учетом усиления аффилированной деятельности". С ним согласен и заместитель директора аналитического департамента ИК "Антанта Капитал" Георгий Иванеев, который уверен, что значительного сокращения числа компаний, попадающих под подозрение ФАС, не произойдет. "В условиях, когда компании стремятся к консолидации, повышение с 5 до 8% незначительно, - отмечает Иванин. - На бизнесе это никак не отразится. Впрочем, повышение пусть даже незначительное, все больше отражает реальности рынка". По мнению Данилова-Данильяна, было бы правильнее предъявлять претензии в коллективном доминировании к компаниям, которые держат как минимум 15% рынка.
Однако с повышением минимального порога не согласны представители малого и среднего бизнеса, которым в этом случае будет труднее выдержать конкуренцию. "Чем жестче антимонопольные требования, тем лучше для малого предпринимательства, - полагает исполнительный директор объединения предпринимательских организаций России "ОПОРА" Дина Крылова. - Таким будет проще работать на рынке, как в отдельности, так и на случай их объединения друг с другом".
Комментарии