Конфереция

Транснефть ищет подрядчика на строительство головной нефтеперекачивающей станции для нефтепровода ВСТО

ОАО АК "Транснефть" объявило открытый тендер по выбору подрядчика на строительство головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) мощностью 30 млн т нефти в год в городе Тайшете для нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО). Ожидается, что за ним последуют более крупные тендеры на строительство отдельных участков трубопровода, длина которого из-за обхода озера Байкал ожидается на 1600 км больше первоначального проекта. Среди будущих подрядчиков "Транснефть" видит только российские компании, которые предложат наилучшее соотношение "цена - качество".
Нефтепроводная система ВСТО строится для транспортировки сибирской нефти на перспективный рынок АТР. Генеральным заказчиком проекта является "Транснефть". Генеральная проектная организация - ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов топливно-энергетического комплекса" (ВНИИСТ). Генеральная субподрядная проектная организация - ЗАО "Проектный институт реконструкции и строительства объектов нефти и газа" (ПИРС). Инвестор - ООО "Востокнефтепровод", управление проектом осуществляет ООО "Центр управления проектом" (ЦУП) ВСТО ("дочка" "Транснефти").
Планируется, что строительство нефтепровода ВСТО общей мощностью до 80 млн т нефти в год пройдет в два этапа. Согласно проекту, ко второму полугодию 2008 г. должны быть построены нефтепровод Тайшет (Иркутская область) - Сковородино (Амурская область), общей мощностью 30 млн т нефти в год, и нефтеналивной терминал на Тихом океане, куда сырье должно поставляться железнодорожным транспортом. В рамках второго этапа планируется построить нефтепровод Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край) общей мощностью 50 млн т нефти в год. Общая стоимость проекта составляет порядка 11,5 млрд долл., из которых около 6,6 млрд долл. - цена первого этапа строительства.
Подрядчик по строительству ГНПС, которого определят в процессе торгов, приступит к строительству в августе 2006 г. Строительно-монтажные работы должны быть завершены к 2008 г. Станция будет находиться около города Тайшет (Иркутская область) и предназначена для перекачки нефти от существующего нефтепровода Омск - Иркутск по ответвлению Тайшет - Сковородино. Мощность ГНПС - 30 млн т нефти в год. Объем резервуарного парка НПС составит 270 тыс. т нефти: 5 резервуаров по 50 тыс. т и 2 резервуара по 10 тыс. т. Всего на протяжении первой очереди ВСТО планировалось построить 6 НПС. В связи с расширением маршрута предполагается, что количество нефтеперекачивающих станций увеличится. По словам Александра Романихина, президента Союза производителей нефтегазового оборудования, для нужд ГНПС планируется импортировать перекачивающие насосы с украинского завода "Насосэнергомаш" в Сумской области, что, по его мнению, гораздо дороже, чем наладить подобное производство в России.
По словам вице-президента компании "Транснефть" Сергея Григорьева, основным критерием выбора подрядчиков для ВСТО будет наилучшее сочетание цены и качества их проекта. Он называет строительство ВСТО рядовым проектом, подчеркивая, что увеличения затрат по нему не ожидается, а значит тем, кто ищет только возможности заработать больше обычного, вряд ли удастся победить в тендере. По словам Григорьева, в числе подавших предварительные заявки и прошедших добровольную сертификацию участников возможных будущих подрядчиков ВСТО нет ни одной западной компании.
Среди фаворитов тендера аналитики называют несколько российских компаний, среди которых ОАО "Стройтрансгаз", ключевой подрядчик "Газпрома", ЗАО "Глобалстройинжиниринг" (бывшая "Лукойлнефтегазстрой") и компания "Старстрой", известные своим участием в сахалинских проектах. В "Стройтрансгазе" и "Глобалстройинжиниринге" подтвердили свой интерес к тендерам по ВСТО. По словам источника в "Глобалстройинжиниринге", компания сейчас проходит переквалификацию. Алексей Поляков, генеральный директор компании DrillTec Rus, которая тоже намерена участвовать в тендерах на прокладку трубопровода, объявил, что после изменения маршрута ВСТО в обход Байкала многие предыдущие тендеры по проекту были отменены.
По словам Геннадия Шмаля, первого вице-президента Российского союза нефтегазостроителей, изначально заявки на участие в тендере по ВСТО подавали более 1000 компаний, однако единицы из них смогли пройти сертификацию. По его словам, одним из главных претендентов на победу в тендере по строительству нефтеперекачивающей станции в Тайшете может стать компания "Севкомплектмонтаж", работающая в тандеме со "Стройтрансгазом", а сам "Стройтрансгаз" эксперт называет главным фаворитом тендера на прокладку трубопровода. Геннадий Шмаль предположил, что подрядчик первого участка нефтепровода в Тайшете, строительство которого сейчас идет со скоростью 200-300 м в сутки, омское ООО "Стройсистема", косвенно связано с самой "Транснефтью". Однако вице-президент компании трубопроводного монополиста Сергей Григорьев опроверг эту информацию, заявив, что "Транснефть" не имеет собственных строительно-инжиниринговых активов и привлекает только независимых подрядчиков.
Комментарии