Конфереция

ВИНКи вторгаются на розничный рынок и подминают под себя мелкие АЗС

В последние годы в России очень активно идет передел бензинового рынка: вертикально интегрированные нефтяные компании активно вторгаются на рынок и подминают под себя независимые автозаправочные станции (АЗС). В некоторых регионах этот процесс идет особенно активно, особенно в тех, где сильны позиции нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.
Частникам приходиться "сдаваться", поскольку везти бензин из других регионов экономически не выгодно. Поэтому они либо начинают работать под вывеской крупной компании на условиях франчайзинга, либо продают свой бизнес. "Вертикально - интегрированные структуры занимают на розничном рынке 30-40%", - говорит партнер агентства "Rus energy" Михаил Крутихин, ссылаясь на данные доклада Михаила Фрадкова, приведенные на первом заседание правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса.
Эксперты уверены, что в дальнейшем вертикально-интегрированные нефтяные структуры будут продолжать увеличивать свое присутствие на розничном рынке. Помогать им в этом будет государство. Михаил Крутихин приводит пример, когда федеральному центру выгодно иметь под контролем автозаправочные станции. "Поскольку цены на бензин будут каким-то образом регулироваться, то в определенной ситуации они могут быть благоприятными для публики, чтобы каким-то образом отрегулировать социальную напряженность или повлиять на настроения масс", - говорит он. Кроме того, автозаправки могут стать инструментом черного пиара. "Если нужно будет произвести какую-то замену руководителя, например руководителя области, то вполне можно сделать так, что цены на бензин в этой области неожиданно повысятся", - продолжает М. Крутихин.

ФАС призывает власти привлекать независимых операторов к конкурсам на участки под строительство АЗС

Спасти от поглощений независимые бензозаправки обещает ФАС. По словам аналитика ИК "Брокеркредитсервис" Екатерины Кравченко, государство в лице ФАС предложили территориальным органам не выделять участки под строительство автозаправок тем компаниям, которые имеют монопольные позиции на рынке нефтяного сектора. Кроме того, ФАС разослала региональным властям письма с рекомендациями активнее привлекать к участию в конкурсах на получение земли под строительство АЗС независимых операторов. Чтобы дать возможность небольшим нефтетрейдерам получить земельные участки под строительство АЗС, ФАС предлагает дробить крупные лоты и отказаться от практики выделения дополнительных участков под инфраструктуру автозаправочных станций. ФАС также обратилась к своим территориальным подразделениям с требованием усилить контроль за местными чиновниками, которые зачастую злоупотребляют своими полномочиями, предоставляя преференции отдельным участникам рынка при распределении земельных участков.
Кроме этого, ФАС пытается контролировать оптовые цены на нефть. Например, когда ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" ввело льготную надбавку для своих АЗС, Нижегородское УФАС заставило компанию устранить нарушение. В антимонопольном управлении уверены, что разница между ценой на топливо на нефтебазе "Лукойл-Волганефтепродукт" и его АЗС не должна устанавливаться меньше той торговой надбавки, которая существует для независимых продавцов топлива.

Свое топливо имеют только 3 федеральных округа РФ

Однако по-настоящему спасти независимых автозаправщиков от нефтяных гигантов может только введение биржевой торговли нефтепродуктами. Но для этого, по мнению экспертов, необходимо разделить нефтепереработку и нефтедобычу. "Если мы это не сделаем, то биржа работать не будет. При нынешнем построении рынка это не реально", - говорит М. Крутихин. С ним соглашается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, который называет сегодняшний нефтяной рынок России квазирынком. "Из 27 крупных заводов 19 принадлежат нефтяным компаниям. Остальные вынуждены покупать нефть на свободном рынке", - говорит эксперт.
На обеспечении автозаправок бензином сказывается и территориальное размещение нефтеперерабатывающей отрасли. Из 7 федеральных округов четыре являются дефицитными: Дальневосточный, Северо-Западный, Южный, а в Уральском федеральном округе заводов вообще нет. Поэтому большая часть субъектов федерации этих округов вынуждены завозить топливо и нести дополнительные транспортные расходы.
"Наиболее конкурентным рынками остается Москва и Санкт Петербург", - говорит Екатерина Кравченко. Действительно московский рынок бензина является самым инвестиционно привлекательным рынком в России. По данным Департамента транспорта и связи, сейчас в Москве существует более 800 бензиновых АЗС (газовых - около 30). Средний объем реализации с одной заправки в Москве достигает 15 тысяч литров в день, а в городах свыше 500 тысяч человек средняя реализация колеблется в пределах 6-8 тысяч литров. Практически весь московский рынок разделен между крупными игроками. Однако слияния и поглощения будут продолжаться. Так недавно компания "Русснефть" приобрела автозаправочную сеть "Корус". О своих намерениях приобретения действующих станций заявляют Shell, ТНК-ВР, "Лукойл" и другие ключевые игроки.
Укрупнение рынка происходит и в Петербурге. Недавно корпорация Shell приобрела четыре из пяти автозаправочных станций, принадлежащих петербургской сети "Баррель". В Shell не скрывают, что будут продолжать покупать участки и заправки других операторов. Так в 2006-2007 годах компания Shell планирует построить 10 станций в Петербурге. В лидеры рынка стремится выбиться и "ТНК-BP - Северная столица", планирующая к 2009 г. создать в Петербурге и Ленобласти сеть из 60 АЗС под брендами ТНК (Тюменская нефтяная компания). Ранее, в декабре 2005 года, компания приобрела в ходе торгов в "Фонде имущества Санкт-Петербурга" 15 участков за $25,275 млн для строительства АЗС. Другая компания ОАО "Роснефть" ведет переговоры о приобретении в Петербурге 5-7 АЗС у холдинговой компании "Фаэтон". Тридцать заправок построит в Петербурге и Лукойл, приобретший в 2005 году единым лотом 30 участков земли. По прогнозам экспертов, в скором времени на рынке Санкт-Петербурга останутся пять-шесть операторов, принадлежащих нефтяным компаниям или же тесно с ними связанных долгосрочными договорами поставки топлива.
Между тем после слияний и поглощений в условиях растущей конкуренции многие сети, возможно, займутся своими форматами. Идея совмещения на одной территории автозаправочных станций и мини-супермаркетов давно витает в среде владельцев заправок. В Европе и Америке этот процесс идет давно. Так, французский Carrefour открыл 49 мини-супермаркетов под брэндом Proxi на бензозаправках BP. C октября 2005 года британская компания Marks & Spencer тестирует новый розничный формат - продовольственная сеть M&S Simply Food открыла свои магазины на восьми автозаправках BP Connect в Великобритании. Супермаркеты на бензозаправочных станциях привлекают даже не имеющих автомобилей покупателей - тем, что работают круглосуточно и расположены недалеко от дома. Как показывает практика, такой альянс чрезвычайно выгоден, поскольку 60% дохода заправочному бизнесу Запада приносят такие магазины и дополнительные услуги, а реализация топлива - только 40%. И вполне возможно, что в ближайшем будущем доходы сервисной составляющей возрастут до 70%. Между тем на Западе появилась и другая тенденция: розничные сети сами становятся бензозаправщиками и развивают собственные сети АЗС. Топливные гиганты уже жалуются на то, что ритейлеры с целью привлечения покупателей предлагают демпинговые цены на бензин.
Комментарии