Конфереция

Volkswagen построит автозавод в Калуге, а General Motors - в Петербурге

Минэкономразвития подписало соглашение об открытии в России автосборочных производств сразу с двумя крупнейшими западными автоконцернами - Volkswagen AG (VW) и General Motors (GM). Оба проекта оказались рекордными по срокам: VW шел к открытию производства в России целых три года, GM - всего два месяца. В результате сборочный проект VW стал крупнейшим в истории российского автопрома по размеру инвестиций, а проект GM - наименее проработанным, и его реализация даже после подписания остается под вопросом.
На вчерашний день МЭРТ планировал подписать соглашения лишь с VW. О том, что поздно вечером будет подписано соглашение с GM, стало известно только в середине дня. В результате VW раскрыл все детали проекта, а подробности планов GM по настоянию американского автоконцерна остались неизвестны. От VW соглашение с главой МЭРТа Германом Грефом подписал глава совета директоров концерна Бернд Пишетсридер. Российский завод VW построят в промзоне на северо-востоке Калуги, близ местного аэропорта, на участке около 800 га. Его мощность составит 115 тыс. машин в год. Инвестиции VW в проект оцениваются в 370 млн евро. Это крупнейшее вложение иностранного автоконцерна в российский автопром за всю историю создания в стране сборочных предприятий. Строительство завода начнется в августе, первые машины сойдут с конвейера во второй половине 2007 года.
Skoda Octavia
Octavia II

На начальном этапе VW займется крупноузловой сборкой машин (не более 20 тыс. автомобилей), а полноценное производство, включающее сварку, окраску и сборку, появится в Калуге к первой половине 2009 года. Первой моделью станет Skoda Octavia, в дальнейшем завод будет выпускать VW Polo, Passat и Touareg. Кроме того, специально для российского рынка VW разработает новый седан на платформе VW Polo, стоимость которого не превысит 10 тыс. евро.
Volkswagen Polo
Volkswagen Polo

Как заявил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, VW не получит от области специальных преференций, льготы ему предоставлены в рамках областного законодательства. Кроме того, область взяла обязательства по развитию инфраструктуры и подведению коммуникаций к промзоне, в которой будет построен завод VW. Инвестиции области в этот проект господин Артамонов оценил в 300-500 млн руб. Настолько большая площадь участка понадобилась VW для того, чтобы привлечь в Россию своих поставщиков автокомпонентов.
Как пояснил министр экономического развития Калужской области Николай Любимов, на локализацию производства автокомпонентов зарезервировано 400 из 800 гектаров земли, отведенных под проект. Чиновник отметил, что "это будет шесть-восемь компаний, которые придут в течение двух лет". Глава совета директоров Skoda Auto (входит в VW) Детлеф Виттиг добавил, что в Калуге будет локализован выпуск деталей кузова, отделочных материалов, сидений и приборных панелей.
Не дождавшись окончания презентации проекта VW, Греф отбыл на встречу с Владимиром Путиным, в ходе которой доложил президенту о достижении договоренности о создании в России сборочного производства GM. По словам министра, вложения GM в проект на первом этапе составят $115 млн, а "с ростом продаж они должны удвоиться". Чиновник уточнил, что завод GM построят в Петербурге, рядом с будущими заводами Nissan и Toyota. Он будет выпускать три модели. Строительство предприятия может начаться в июне. Как пояснили в комитете по экономике администрации Петербурга, для подписания соглашения с вице-президентом GM Карлом Питером Фостером в Москву прибыла делегация во главе с Валентиной Матвиенко. Детали проекта будут раскрыты не раньше чем через неделю.
Судя по всему, GM настоял на конфиденциальности своего проекта потому, что окончательно он еще не проработан - идея построить в России завод у компании родилась лишь два месяца назад. Не исключено, что спешка связана с конфликтом между GM и руководством АвтоВАЗа. Напомним, что в декабре новый гендиректор АвтоВАЗа Игорь Есиповский заявил, что завод намерен пересмотреть условия работы СП "GM-АвтоВАЗ", а в апреле глава совета директоров завода Владимир Артяков говорил, что АвтоВАЗ выкупит долю GM в СП, если будет сделано такое предложение. Отметим, что первоначальные инвестиции GM в СП оцениваются в $130 млн, эта сумма сопоставима с объемом вложений в первую очередь собственного завода GM. Не исключено, что GM продаст АвтоВАЗу свою долю в СП и на эти деньги начнет развивать в России собственное производство.
Подгоняет GM и то, что с середины лета МЭРТ закончит подписывать соглашения о промсборке с иностранными автоконцернами. Однако, торопясь открыть собственное производство под Петербургом, GM рискует столкнуться с рядом проблем. В частности, с дефицитом рабочей силы, который возникнет после того, как будут запущены ранее заявленные проекты Toyota и Nissan.
Комментарии