Конфереция

Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов: что и у кого покупает государство

Андрей Шаронов, статс-секретарь, заместитель министра экономического развития и торговли - это человек, который пообещал государству сэкономить сотни миллиардов рублей. За счет того, что государство будет меньше тратить, покупая товары для своих нужд. Если главе любой фирмы сказать, что его сотрудник принесет ему 200 миллиардов экономии, тот сотрудника озолотит. Шаронову не верят и говорят, что ничего из этой затеи не выйдет.

- Вы не раз говорили, что новый закон о госзакупках позволит сэкономить почти пятую часть закупочных бюджетных денег. Сумма огромная. Наивный вопрос: учтена ли она в проекте бюджета на будущий год? Ведь если она реальна, не заметить ее сложно.

- Пока мы не фиксируем эту экономию, нет такого, чтобы от триллиона рублей (сумма всех госзакупок) отсчитать 10-15 процентов, то есть 100-150 миллиардов рублей, и придумывать, как их тратить. Но реально экономия уже есть. На федеральном уровне в 2004-2005 годах она составила соответственно 8 и 7 процентов. Уже приличная цифра. А в мировой практике законы, подобные нашему, позволяют экономить до 25 процентов средств.

- На днях вы были в правительстве Москвы и ставили ее в пример другим регионам в деле организации закупок. В чем именно столица преуспела?

- Москва и еще несколько регионов (Татарстан, Санкт-Петербург) действительно преуспели, потому что занялись оптимизацией закупок давно. Московский опыт интересен тем, что правоприменительная система едина, система закупок - многоуровневая, пакет конкурсной документации - унифицированный. Есть "одно окно", когда заказчик и поставщик могут получить информацию без лишней нервотрепки. Есть система единого реестра конкурсов и торгов, и бюджетные ассигнования не поступят, пока вы не докажете, что провели конкурс без нарушений. Наконец, в Москве разделили правоприменительную и контрольную практику: конкурсами занимаются тендерный комитет и система госзаказчиков, а контроль осуществляет система экономической безопасности, которой не резон приукрашивать ситуацию.

- Хорошо, Москва, Питер и Татарстан - в лидерах, а кто в аутсайдерах?

- Я бы не взял на себя ответственность называть цифры откатов и имена нарушителей, потому что контроль за "хулиганами" лежит на Федеральной антимонопольной службе. Но, к сожалению, в большинстве регионов система госзакупок не на высоте. Причин две. С одной стороны, это объективные трудности: закон сложный, неудобный, за что нас много критикуют. Но, с другой стороны, за этой критикой стоит нежелание отказаться от возможности ловить рыбку в мутной воде.

- Иными словами, вслед за таможней правоохранительные органы могут взяться и за чиновников, ведающих закупками?

- Наша задача - не сажать, а дорабатывать нормативную базу, которая вынудит регионы работать по федеральным правилам. Но мы бессильны без помощи бизнеса. Если поставщики товаров, когда чиновники их "кинут", не подадут в суд, а просто проглотят пилюлю, что мы сделаем?

- Закрытая тема - закупки для армии, прежде всего топлива. Речь идет о гигантских суммах. Были идеи создать нефтяную биржу, чтобы она давала ценовые ориентиры, были другие предложения, но почему все заглохло?

- Эта тема недавно рассматривалась на заседании военно-промышленной комиссии правительства, где обращалось внимание и на сложности закупок, и на качество горючего. Корень проблемы в том, что под эгидой "армии вообще" горючее закупают 14 структур. Казалось бы, что проще: пусть какая-то одна структура покупает бензин для всех, а потом распределяет. Но так работать никто не рвется. Многие силовые ведомства предпочитают для проформы поучаствовать в едином конкурсе, купить напоказ ведро бензина, а цистерну приобрести на индивидуальном конкурсе другого уровня, другого качества. Без конкурса уже никто ничего не закупает. Мы просто боремся за качество конкурсов, понимаете?

- Все научились делать конкурсы - или их внешнее подобие...

- Если, скажем, по отдельным видам продовольствия уже можно проводить нормальные конкурсы, то, к сожалению, с ГСМ так не получается. На внутреннем рынке нет переизбытка нефтепродуктов, и ряд объявленных конкурсов вообще не состоялся: компаниям не интересно в них участвовать, если конкурс вынудит их снизить цену, конкурируя с кем-то. И вот на конкурс никто не приходит. В ряде случаев армия вынуждена закупать топливо у монополистов. Скажем, на Дальнем Востоке просто физически нет нефтепродуктов, кроме тех, которые произвела "Роснефть".

- Прокомментируйте мысль о создании нефтяной биржи, которая прозвучала в Послании президента.

- Тема возникла не сегодня. ФК ЦБ, минэкономразвития, ФАС пытались создать биржевую площадку, и на эти попытки, я думаю, и обратил внимание президент. Биржевые товары все-таки должны котироваться на наших биржевых площадках - вот, грубо, смысл его слов. Отмечу еще, что многие биржевые товары у нас де-факто таковыми не являются, взять те же нефтепродукты. Будь биржа, можно было бы без всяких конкурсов закупать там нефть и нефтепродукты. Но в реализации этой идеи есть объективные трудности, например высокий уровень монополизации, причем естественно сложившейся. Сложно придется, скажем, компании, у которой нет своего перерабатывающего завода, возить на Дальний Восток нефтепродукты и конкурировать с тем, у кого есть там завод. Биржа всегда строится на реальной конкуренции и возможности физически поставить биржевой товар в конкретную точку. А с этим туго.

- Читатель спрашивает: закон разрешает производить закупки ценой до 60 тысяч рублей без конкурса. А как вы боретесь с практикой, когда большой заказ дробят на куски дешевле 60 тысяч и так обходят ваш закон?

- Уточню: до 60 тысяч рублей вообще без конкурса, до 250 тысяч - по запросу котировок. Что это? Если хочу что-то готовое купить, то посылаю продавцам письмо с запросом о ценах, продавцы говорят, сколько у них это стоит, а я выбираю лучшее предложение. Как бороться с дроблением контрактов? Во-первых, покупатель теперь обязан не просто разослать три запроса, но и дать объявление в Интернете. Чтобы все видели. Во-вторых, введен запрет на использование запроса ценовых котировок чаще одного раза в квартал по одноименным позициям. Но как это контролировать? Только ловить за руку.

- Во всех ли регионах созданы закупочные сайты и почему плохо работает главный сайт www.zakupki.gov.ru?

- Тут я должен посыпать голову пеплом и признать, что до апреля у нас были проблемы - наш портал "надорвался": бывало, что в день приходило до тысячи заявок на регистрацию. На сегодня уже зарегистрировано 16 тысяч пользователей. Зато в мае не было ни одного сбоя, и если раньше на регистрацию могли уходить недели, теперь - день. Однако письменно дублировать интернет-заявку все-таки надо.

- В России много предприятий, которые государственные - пока - только по вывеске, а на самом деле живут своим бизнесом. Вы сами этого добивались своими реформами. Но парадокс в том, что, когда они что-то для себя покупают, их заставляют это делать по конкурсу, как будто речь идет о госзакупках в чистом виде. Правильно ли это?

- Если кто-то расходует деньги налогоплательщиков или если кто-то своими издержками влияет на всю экономику (РАО "ЕЭС России", "Газпром" и так далее), то всем только лучше, если подобные организации закупают товары через прозрачные процедуры. Вот закупит РАО ЕЭС что-то себе в убыток, и, казалось бы, нам какая разница, пусть акционеры волнуются. Но потери РАО лягут - через тариф на свет - на всех нас. Поэтому мы не откажемся от этой практики. Вопрос в том, как сделать так, чтобы закон работал автоматически, а не вызывал у пользователя ужас в глазах. Чтобы провести конкурс было просто, как кнопку нажать.

- Вот давайте об ужасе. Многие ГУПы уже столкнулись с тем, что не могут планировать закупки через вашу громоздкую процедуру, если параметры закупок быстро меняются. Самый яркий пример - государственные газеты: сегодня тираж сто тысяч, завтра - 50, а бумагу закупай по конкурсу.

- В мире научились проводить конкурсы даже в ситуациях, связанных с чрезвычайными происшествиями. Вы потенциально не знаете, когда, в каком месте у вас, не дай бог, землетрясение или цунами. А поступают так: в условиях конкурса пишут, что поставщик обязуется привезти товар такой-то цены по первому требованию в течение суток на основе срочного запроса котировок. До конца бюджетного года на конкурсе формируется пул компаний-поставщиков: 200 фирм готовы дать медикаменты, 100 - палатки, 50 - консервы и так далее. Теперь представим, что все это потребовалось. Тут же выставляется заявка, и в 24 часа члены пула рапортуют, сколько у кого стоит аспирин, а я выберу лучшую цену. Вообще заказчик может в условиях конкурса предусмотреть практически все, вплоть до формы оплаты.

- Это так, если забыть, что на практике бюджетные организации работают по смете доходов и расходов, то есть все расходы закодированы экономическими классификаторами, а там ногу сломишь...

- Поэтому на конкурсе и не смотрят на структуру затрат. Заплачено за итоговый продукт, заплачено тому, кто дал наименьшую цену, соблюдя качество и условия поставки.
Комментарии