29.05.2006 11:15
Комментарии: 0
Просмотры: 445
Правительство планирует вернуть сырьевым регионам значительную часть поступлений от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью стимулировать инвестиции в разведку и добычу нефти. Замминистра экономического развития и торговли Кирилл Андросов заявил, что Минфин и Минэкономразвития (МЭРТ) готовы к решению повысить пятипроцентную долю регионов в НДПИ и обсуждают идею о перераспределении налога, сбор которого составляет 900 млрд руб. в год. В регионах к идее относятся настороженно, полагая, что одновременно правительство может возложить на них новые обязательства.
За прошедший год отношение федеральных чиновников к НДПИ изменилось. На фоне снижения темпов разведки и добычи полезных ископаемых правительство решило дифференцировать налог, например, ввести льготные ставки НДПИ для наиболее трудных участков разведки и добычи сырья, чтобы стимулировать производство и экспорт энергоресурсов. Как оказалось, в Минэкономразвития и Минфине готовы пойти дальше и вернуть значительную часть налога регионам.
"Есть основания пересматривать пропорции распределения природной ренты, того самого налога на добычу полезных ископаемых, между бюджетом субъекта федерации и федеральным бюджетом,- заявил на прошлой неделе заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.- На сегодня субъект от НДПИ получает всего 5%, несмотря на то что вся добыча, вся работа происходит в регионе". Господин Андросов считает, что при таком распределении НДПИ между центром и регионами у последних нет стимула привлекать инвестиции в разработку недр. По словам замминистра, идею о перераспределении более значительной части НДПИ в регионы поддерживают и в Минфине.
Впрочем, Кирилл Андросов, комментируя инициативу МЭРТа в эфире радиостанции "Эхо Москвы", воздержался от ответа на вопрос, какой частью поступлений от НДПИ власти готовы поделиться с регионами. "Это тяжелая счетная задача, я не могу навскидку сказать, что завтра или послезавтра мы ее решим. Но рано или поздно мы найдем решение",- отметил он.
Впервые идею перераспределения НДПИ высказал томский губернатор Виктор Кресс в апреле - он заявил, что обсуждал вопрос на встрече с министром финансов Алексеем Кудриным. Правда, Виктор Кресс отказался тогда ответить на вопрос, насколько существенно он предлагал перераспределить НДПИ. Еще в феврале-марте 2006 года МЭРТ настаивал на снижении региональной части НДПИ до 3%. Однако после послания президента России и после того, как стало ясно, что национальные проекты проваливаются из-за недофинансирования из федерального бюджета, позиция МЭРТа изменилась.
"Кончается май, а федеральные деньги на исполнение большинства программ в региональные бюджеты не поступили,- говорит депутат Государственной думы от Тюменской области Геннадий Райков,- потому правительство и рассматривает вопрос о повышении региональной ставки НДПИ, чтобы переложить выполнение федеральных программ на регионы". По его мнению, кроме исполнения федеральных программ, регионы, в которых ведется добыча нефти, будут дополнительно обременены.
В то, что региональную ставку НДПИ повысят, не верит заместитель председателя комитета по природным ресурсам Госдумы Вячеслав Тимченко. По его мнению, в бюджетной политике России намечается тенденция именно к централизации раздела НДПИ. "Они (МЭРТ) могут, конечно, внести этот закон, но реально он не будет способствовать развитию экономики субъектов",- уверен Тимченко.
В регионах к заявлению МЭРТа отнеслись настороженно. Вице-губернатор основного нефтедобывающего региона РФ, Тюменской области, Сергей Сарычев (в бюджете региона НДПИ составляет 23%) заявил: "Пока мы не поймем, что именно предложит федерация, комментировать их намерения не будем". НДПИ для Тюмени - вопрос политический. До 2000 года отчисления по НДПИ в региональные бюджеты регулировались не Налоговым кодексом, а специальным законом. Распоряжениями президента Бориса Ельцина доля НДПИ, направляемая в бюджеты Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, составляла 15%. Затем она была снижена до 5,5% и с 2002 года до 5%.
Основная проблема, с которой регионы сталкиваются вследствие малой доли поступающего НДПИ,- невозможность ведения геологоразведки. Об этом заявил, комментируя инициативу МЭРТа, источник в правительстве Татарии: он пояснил, что республика с трудом финансирует расходы на геологию. Хотя собеседник заявил, что Татария "не позволяет себе сократить вложения в геологоразведку", ее объемы значительно отстают от объемов добычи нефти: по оценке территориального управления Федерального агентства по недропользованию по Республике Татарстан, республика обеспечена запасами нефти лишь на 30 лет, рост запасов за 2005 год составил лишь 0,9%.
В дотационных регионах, в свою очередь, опасаются, что увеличение доли отчислений НДПИ в регионы вызовет сокращение дотаций из федерального бюджета - об этом, например, говорит заместитель председателя правительства Саратовской области Алексей Щербаков. Александр Шилин, первый вице-губернатор Волгоградской области, считает, что гораздо большие надежды регионам дает другая новация с НДПИ - дифференциация. В целом же регионы считают, что реализация намерений МЭРТа, связанных с НДПИ, будет иметь значение лишь для нескольких регионов, прежде всего Тюменской области. В бюджетах большинства других территорий доля НДПИ уже настолько мала, что перераспределение налога для них значения не имеет.
До 2005 года налог на добычу полезных ископаемых полностью принадлежал нефте- и газодобывающим регионам. С 2005 года по новому порядку разграничения доходов и расходов между федеральным центром и регионами НДПИ на 95% стал федеральным налогом, а регионам достались оставшиеся 5%. "НДПИ, как аналогия рентных платежей, должен централизоваться в федеральном бюджете и служить общефедеральным целям и выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов РФ",- объяснял нововведение министр финансов Алексей Кудрин. В 2005 году федеральный бюджет получил доходы от НДПИ в размере 854,5 млрд руб., регионы - всего 44,9 млрд руб. |
|
"Есть основания пересматривать пропорции распределения природной ренты, того самого налога на добычу полезных ископаемых, между бюджетом субъекта федерации и федеральным бюджетом,- заявил на прошлой неделе заместитель министра экономического развития и торговли Кирилл Андросов.- На сегодня субъект от НДПИ получает всего 5%, несмотря на то что вся добыча, вся работа происходит в регионе". Господин Андросов считает, что при таком распределении НДПИ между центром и регионами у последних нет стимула привлекать инвестиции в разработку недр. По словам замминистра, идею о перераспределении более значительной части НДПИ в регионы поддерживают и в Минфине.
Впрочем, Кирилл Андросов, комментируя инициативу МЭРТа в эфире радиостанции "Эхо Москвы", воздержался от ответа на вопрос, какой частью поступлений от НДПИ власти готовы поделиться с регионами. "Это тяжелая счетная задача, я не могу навскидку сказать, что завтра или послезавтра мы ее решим. Но рано или поздно мы найдем решение",- отметил он.
Впервые идею перераспределения НДПИ высказал томский губернатор Виктор Кресс в апреле - он заявил, что обсуждал вопрос на встрече с министром финансов Алексеем Кудриным. Правда, Виктор Кресс отказался тогда ответить на вопрос, насколько существенно он предлагал перераспределить НДПИ. Еще в феврале-марте 2006 года МЭРТ настаивал на снижении региональной части НДПИ до 3%. Однако после послания президента России и после того, как стало ясно, что национальные проекты проваливаются из-за недофинансирования из федерального бюджета, позиция МЭРТа изменилась.
"Кончается май, а федеральные деньги на исполнение большинства программ в региональные бюджеты не поступили,- говорит депутат Государственной думы от Тюменской области Геннадий Райков,- потому правительство и рассматривает вопрос о повышении региональной ставки НДПИ, чтобы переложить выполнение федеральных программ на регионы". По его мнению, кроме исполнения федеральных программ, регионы, в которых ведется добыча нефти, будут дополнительно обременены.
В то, что региональную ставку НДПИ повысят, не верит заместитель председателя комитета по природным ресурсам Госдумы Вячеслав Тимченко. По его мнению, в бюджетной политике России намечается тенденция именно к централизации раздела НДПИ. "Они (МЭРТ) могут, конечно, внести этот закон, но реально он не будет способствовать развитию экономики субъектов",- уверен Тимченко.
В регионах к заявлению МЭРТа отнеслись настороженно. Вице-губернатор основного нефтедобывающего региона РФ, Тюменской области, Сергей Сарычев (в бюджете региона НДПИ составляет 23%) заявил: "Пока мы не поймем, что именно предложит федерация, комментировать их намерения не будем". НДПИ для Тюмени - вопрос политический. До 2000 года отчисления по НДПИ в региональные бюджеты регулировались не Налоговым кодексом, а специальным законом. Распоряжениями президента Бориса Ельцина доля НДПИ, направляемая в бюджеты Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, составляла 15%. Затем она была снижена до 5,5% и с 2002 года до 5%.
Основная проблема, с которой регионы сталкиваются вследствие малой доли поступающего НДПИ,- невозможность ведения геологоразведки. Об этом заявил, комментируя инициативу МЭРТа, источник в правительстве Татарии: он пояснил, что республика с трудом финансирует расходы на геологию. Хотя собеседник заявил, что Татария "не позволяет себе сократить вложения в геологоразведку", ее объемы значительно отстают от объемов добычи нефти: по оценке территориального управления Федерального агентства по недропользованию по Республике Татарстан, республика обеспечена запасами нефти лишь на 30 лет, рост запасов за 2005 год составил лишь 0,9%.
В дотационных регионах, в свою очередь, опасаются, что увеличение доли отчислений НДПИ в регионы вызовет сокращение дотаций из федерального бюджета - об этом, например, говорит заместитель председателя правительства Саратовской области Алексей Щербаков. Александр Шилин, первый вице-губернатор Волгоградской области, считает, что гораздо большие надежды регионам дает другая новация с НДПИ - дифференциация. В целом же регионы считают, что реализация намерений МЭРТа, связанных с НДПИ, будет иметь значение лишь для нескольких регионов, прежде всего Тюменской области. В бюджетах большинства других территорий доля НДПИ уже настолько мала, что перераспределение налога для них значения не имеет.
Комментарии