Конфереция

Может ли государство остановить рост цен на бензин?

Оптовые цены на бензин в первых числах мая возросли на 2-4%. К концу месяца эти цены, по оценкам экспертов, могут подняться еще на 5-6%. К тому же нефтеперерабатывающие заводы уже увеличили отпускные цены на все виды топлива - от 800 до 900 рублей за тонну. Правда, вице-премьер Александр Жуков заявил, что внутренние цены на бензин АИ-92 в нынешнем году должны вырасти не более, чем на 7% - с 17 до 18 рублей за литр, а его коллега по правительству Герман Греф твердо обещает "не дать нефтяникам извлекать сверхприбыли за счет российских потребителей". Но как именно глава МЭРТа будет это делать - непонятно.
Герман Греф заявил, что он "рассчитывает на социальную ответственность нефтяных компаний" и на то, что они "будут и далее придерживаться тех договоренностей, которые были достигнуты с правительством". Действительно, переговоры Михаила Фрадкова и его коллег с руководителями крупнейших нефтяных компаний какое-то время помогали сдерживать цены, но это не может длиться долго. Ясно, что нужны юридические или административные механизмы - цены на бензин не могут определяться в рамках личных отношений министров и коммерсантов.
По поручению премьера до 16 мая Минфин и МЭРТ должны внести в правительство предложения об использовании мер налоговой политики в качестве инструментов снижения инфляции. Видимо, правительство будет предлагать в 2007 году не индексировать акцизы на нефтепродукты, чтобы сдержать рост цен на внутреннем рынке. Обсуждается и вариант с дифференциацией ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества добываемой нефти. Наконец, рассматривается создание нефтяной биржи. Возможно, эксперимент по проведению биржевых торгов нефтепродуктами пройдет уже в этом году.
В Федеральной антимонопольной службе считают, что это положит начало формированию "объективной рыночной цены на нефтепродукты на внутреннем рынке" и существенно сократит возможности для злоупотреблений, поможет ограничить рост цен на бензин в пиковые периоды и стимулирует нефтяные компании продавать свою продукцию в России, а не экспортировать ее. Еще один путь предлагают антимонопольщики - проведение в регионах конкурсов на предоставление мест под заправки.
Помогут ли все эти меры в реальности - сказать сложно. Конечно, в правительстве понимают, что "бензиновый фактор" является одним из ключевых в общем росте инфляции. С другой стороны, правительство не очень-то заинтересовано в существенном ограничении бензиновых цен: ведь около 60% этой цены - различные налоги, уходящие в бюджет.
Определенные надежды, по словам Александра Пироженко, начальника управления ФАС, возлагаются на закон о конкуренции, который прошел первое чтение в Думе: если он вступит в силу, то нефтяным компаниям, завышающим цены на бензин, грозит штраф на сумму 4% от годового оборота (сейчас наказания чисто символические). Однако ситуация с этим законом непростая - ему оказывается сильнейшее сопротивление, и не факт, что его примут хотя бы к концу года. Впрочем, даже если закон начнет действовать, остается проблема доказательства сговоров, участники которых, естественно, не подписывают соответствующие протоколы под прицелом телекамер.
Остается государственное регулирование цен на бензин. Мера, которую неизменно отвергают российские "либералы от экономики", не желающие слушать никаких аргументов противоположной стороны. Правда, еще в марте Совет Федерации принял постановление, где потребовал от правительства "разработать и внести в парламент закон, устанавливающий механизм государственного регулирования цен на нефть и нефтепродукты, в том числе при их розничной реализации". Но правительство сделало вид, что этого поручения не заметило. Между тем, по данным социологов, более четверти граждан видят причину высоких цен на бензин именно в нежелании государства их регулировать.
Комментарии