Глава ФАС: губернаторам предложили не выдавать новые участки под АЗС компаниям, у которых уже много заправок

В результате административной реформы число чиновников в стране выросло на 30%, а по коррумпированности госаппарата Россия заняла первые строчки в рейтингах независимых исследований. В правительстве надеются, что с помощью Федеральной антимонопольной службы ситуацию удастся исправить. Глава ФАС Игорь Артемьев рассказал о новом законе о госзакупках, законе "О конкуренции", ситуации на топливном рынке.
- Чем новый закон о госзакупках лучше старого?
Я думаю, наш закон, вступивший в силу с начала этого года, будут копировать впоследствии и на Западе, и на Востоке. Потому что ни в одном иностранном законодательстве не предполагается такой прозрачности при проведении государственных закупок, как у нас. С этого года 60-70% всех товаров, которые чиновники покупают для госнужд, будут проходить через так называемые "обратные" аукционы - когда сделка совершается при минимально возможной цене. Останутся и конкурсы - для особо уникальных работ, например, реставрационных. Но остальные 10-15% госзакупок мы вообще рассчитываем перевести на биржу - чтобы такие товары, как топливо, зерно, металлы и сахар, для государственных нужд покупались исключительно на бирже. Экономии от биржевой торговли больше, а, кроме того, государство сможет создать некий индикатор для остальных потребителей и покупателей этих товаров.
- Сколько можно сэкономить казенных денег?
Мы проанализировали то, как это делается сейчас. Многие чиновники покупают топливо на самом пике сезонных рыночных цен! Ну, кто после этого будет отрицать коррупцию?! Биржевая торговля топливом сможет как минимум сократить расходы государства на 15-20% - или около $1 млрд. ежегодно. В целом же в год, по оценкам экспертов, экономия составит $5 млрд. Главное, что мы увидим, - снижение бюджетных расходов по всем группам товаров. Есть уверенность, что "пилотные" системы "обратных" аукционов уже действуют в Татарстане, Москве, Чувашии, в Санкт-Петербурге, экономия в среднем там составляет от 15 до 18%.
- Чиновники не обрадуются. Вы не боитесь давления?
Мы постоянно работаем под давлением. В аппарате правительства многие, мягко говоря, нашу службу не любят, я не скрываю этого. Но мы чувствуем поддержку со стороны президента, председателя правительства и его заместителей. Что касается госзакупок, то ФАС действительно столкнется с активным сопротивлением бюрократии - ведь это один из самых крупных источников "серых" доходов.
- А как обстоят дела в самой службе?
Люди, которые экономят большие деньги для государства, должны получать достойную зарплату. Не скрою, проблема коррупции есть и в наших рядах. Трудно не поддаться искушению, санкционируя сделку ценою в миллиарды, когда у тебя зарплата $400... Поэтому новая миссия службы по контролю за госзакупками - это еще и своеобразный вызов. Мы постараемся сделать все процедуры более прозрачными и открытыми, активизируем работу нашей системы внутренней безопасности, чтобы решить эту проблему.
- Кто препятствовал прохождению закона "О конкуренции"? Чем вы поступились в итоге?
В ближайшее время этот многострадальный закон будет направлен в Думу на второе чтение. Концептуальных правок не ждем. Все компромиссы, которые были возможны, случились. Например, мы хотели прописать норму штрафов за нарушения в 10% с оборота компании, в итоге оставили 4%, что я считаю очень неплохим результатом. Когда закон наконец выйдет из-под пера президента, важно будет "обкатать" его в судах. Потому что реализация антимонопольного законодательства во многом определяется судебной практикой.
- Нефтяники жалуются, что вы их заставляете не снижать, а поднимать цены... В Нижнем Новгороде, например.
Там "ЛУКОЙЛ" во время знаменитого моратория на рост цен на топливо продавал бензин своим сбытовикам по одной цене, а чужим - по другой. В результате многие независимые АЗС в Нижнем Новгороде разорились. ФАС предписала компании прекратить такую дискриминацию и привести цены в соответствие с рынком. Пусть не расслабляются.
- Насколько крупные нефтяники усилили свои позиции на рынке в последнее время?
3 года назад их доля составляла 50%, сейчас 70%. Малый и средний бизнес в этой сфере уступает свои позиции. Мы делаем что можем. Предложили губернаторам не выдавать новые участки под строительство АЗС тем компаниям, которые занимают уже доминирующее положение на рынке, у кого и так уже много заправок. Это позволит прийти на рынок новым игрокам. А то, когда ездишь по регионам, страна напоминает какое-то лоскутное одеяло: тут красные цвета, здесь фисташковые, а здесь сплошь синие - как фирменные цвета крупных нефтяных компаний.
Комментарии