Конфереция

Московские чиновники проигнорировали требования Минпромэнерго и Генпрокуратуры об отмене требований по качеству бензина

Московские чиновники проигнорировали требования Минпромэнерго и Генпрокуратуры, которые дали указания отменить столичные требования по качеству бензина. Они продолжают штрафовать бензоторговцев, чье топливо не укладывается в установленные Москвой рамки. Вступившаяся за автозаправщиков "ОПОРа России" направила в Моспрокуратуру повторную жалобу - на невыполнение мэрией ранее выданного представления. Война между правительством Москвы и автозаправщиками началась в конце 2004 г. Тогда столичное правительство выпустило постановление N 952-ПП "О стандартах на моторное топливо с улучшенными экологическими характеристиками". В нем были установлены городские стандарты на бензины и дизельное топливо и обязательные к исполнению экологические требования к ним. В частности, содержание свинца не должно было превышать 5 мг на литр, что соответствует стандарту "Евро-3". Это гораздо более жесткое требование, чем установлено на федеральном уровне. Требования стандарта "Евро-3" планируется ввести в России только с 2008 г., а менее жесткий норматив "Евро-2", по которому свинца в бензине должно быть не более 10 мг/л, вступил в действие только 21 апреля этого года. Кроме того, устанавливать собственные стандарты столичные чиновники не имели права. По закону "О техническом регулировании" обязательные требования к продукции могут устанавливаться только в технических регламентах, принимаемых федеральными законами, постановлениями правительства и указами президента.
Тем не менее с начала 2005 г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды (ДПиООС) правительства Москвы стал проверять АЗС и на основании городского закона "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям" штрафовать тех, чье топливо не укладывается в установленные им рамки. По свидетельству участников рынка, штрафуют по максимуму: сначала это были 200 тыс. руб., а в этом году в соответствии с поправками в городской закон это уже 300 тыс. руб., что составляет почти шестидневную прибыль средней АЗС.
По данным ДПиООС, с начала 2005 г. вынесено 54 постановления о штрафах на общую сумму 10,7 млн рублей. Из них обжаловано 21 постановление, из которых 12 оставлены в силе. По 44 постановлениям штраф либо уже оплачен, либо дело находится в стадии исполнительного производства. По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, при наложении штрафов не делается различия между торговцами суррогатным топливом и теми, у кого легальный бензин, произведенный нефтяными компаниями, но не укладывающийся в московские требования. По его словам, топливо, соответствующее этим требованиям, выпускают лишь отдельные НПЗ (ярославский завод "Славнефти", рязанский, принадлежащий ТНК-BP, кстовский "Лукойла") и на всех его в любом случае не хватит.
За бензоторговцев вступилась организация малого и среднего бизнеса "ОПОРа России", которая разослала жалобы в Белый дом, Генеральную и Московскую прокуратуры и ряд других инстанций. В конце февраля Минпромэнерго и обе прокуратуры признали неправомерность постановления правительства Москвы и предложили ему либо отменить этот документ, либо придать ему рекомендательный характер.
Мэрия отреагировала и в конце марта внесла изменения в постановление. Из документа было изъято упоминание о московских стандартах. Взамен чиновники рекомендовали производителям топлива учитывать их требования при разработке своих собственных стандартов. Но экологические требования, в том числе по допустимому содержанию свинца, чиновники сохранили, как и обязанность их исполнять. "Ничего не изменилось, - констатирует Аркуша, - незаконные претензии со стороны ДПиООС, в том числе и наложения штрафов, продолжаются". Поэтому бензоторговцы намерены продолжить борьбу с чиновниками. В конце апреля "ОПОРа России" направила в Моспрокуратуру повторную жалобу - теперь уже на невыполнение правительством Москвы ранее выданного ею представления.
Но чиновники с этим не согласны. Представитель ДПиООС пояснил, что специальный технический регламент "О требованиях к бензину, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам" Минпромэнерго только разрабатывает. А пока его нет, столица установила свои требования, чтобы снизить загрязненность города. Бензоторговцы же ничего не предлагают взамен по улучшению экологической обстановки, резюмирует собеседник.

Письмо ОПОРЫ РОССИИ Прокурору г. Москвы Зуеву А.И. "О неисполнении должностными лицами ДПиООС представления Прокуратуры Москвы"

Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2006 г. N 222-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 952-ПП"
Комментарии