Конфереция

Китайский FAW ищет площадку в России для производства легковых автомобилей

Крупнейший китайский автопроизводитель FAW ищет площадку в России для организации производства легковых автомобилей класса B. FAW собирается собирать 30-50 тыс. машин и получить льготный режим ввоза комплектующих. По данным участников рынка, FAW не договорился с ЗИЛом и теперь всерьез рассматривает возможность организации производства на Гжельском изоляторном заводе. Эксперты отмечают, что это первый китайский автомобиль класса B в России, однако к тому времени, когда будет организовано производство, на отечественном рынке появятся конкурентные модели.
У FAW уже есть сборочное производство в России. На бийском автозаводе "Алтай" собирается модель Tianye Admiral в вариантах внедорожник и пикап. Кроме того, как сообщил генеральный директор завода Валентин Вертипрахов, в июле в Бийске начнется сборочное производство внедорожника Landmark. По словам Вертипрахова, хотя машинокомплекты производит завод ZXAuto и на внутреннем рынке Китая автомобиль продается под этим же названием, на экспорт в Россию машинокомплекты будут поставляться под брендом FAW. Landmark станут поставлять в двух модификациях - 4х4 и заднеприводный городской автомобиль. В любом случае объем двигателя составит 2,4 л. Базовая комплектация версии 4х4 будет стоить около 22 тыс. До конца года планируется собрать 1500 шт., а в 2007 г. - 3 тыс. автомобилей. Как сообщил Валентин Вертипрахов, автозавод подал заявление в МЭРТ на получение режима промсборки. Кроме того, в мае ожидается получение одобрения типа транспортного средства.
Однако на этом китайская компания решила не останавливаться. Как сообщил вице-президент экспортно-импортной компании FAW Янь Фэн, FAW планирует собирать автомобиль экономкласса с объемом двигателя не более 1,5 л. "Это новая модель, пока не известная даже на китайском рынке", - пояснил он, добавив, что цена машины достигнет от $7 до 11 тыс. По словам Янь Фэна, на первом этапе объем производства составит 5-10 тыс. автомобилей в год, а позже будет доведен до 30-50 тыс. К 2008 г. планируется достичь уровня локализации 30%. Причем FAW надеется получить статус промсборки. По его словам, сейчас FAW ищет подходящую площадку. "У нас много контактов, но пока нет никакой определенности", - сказал Янь Фэн. Он прогнозирует, что FAW определится с площадкой в течение полугода-года, а на организацию производства уйдет еще год.
Как сообщил источник, знакомый с ситуацией, FAW рассматривает в качестве одной из площадок сборки автомашин гжельский завод "Электроизолятор", принадлежащий холдингу ИРИТО. Между тем, по словам руководителя отдела общественных связей ИРИТО Андрея Матвеева, в Гжели с начала 2005 г. на шасси FAW устанавливается четыре вида фургонов, и как площадка для полномасштабного производства этот завод не рассматривается. Кроме того, по словам собеседника, FAW изучает возможность строительства завода на Украине. "Автомобили, произведенные на Украине, при ввозе в Россию не облагаются пошлиной", - пояснил он.
Как считают в дилерских кругах, FAW собирается адаптировать для российского рынка седан N3. "Это самый популярный в Китае легковой автомобиль", - сказал один из собеседников. По его словам, объем двигателя N3 - 1,3-1,4 л. "Это как раз сегмент основного спроса. Потенциальная емкость рынка - весь объем производства "АвтоВАЗа". Перспективы данной конкретной модели зависят от того, насколько ее качество будет лучше, чем у "АвтоВАЗа", и как автомобиль будут продвигать", - уверен генеральный директор рекламно-консалтингового агентства "Автоконсалт" Виктор Новоченко. По его словам, при организации производства в России китайцы сокращают расходы за счет режима промсборки и сниженных таможенных пошлин. Но еще серьезнее другой фактор - низкая пропускная способность логистической сети. "С тем объемом, который в Китае хотят поставлять на российский рынок, не справляются ни порты, ни железная дорога", - пояснил он.
По словам источника в дилерских кругах, FAW может стать первым китайским автомобилем в сегменте B. "Однако этой машине предстоит пройти еще долгий путь: сертификацию и вывод на рынок, а организация производства займет еще больше времени. А тогда на российском рынке уже появятся конкурентные модели", - говорит собеседник. По его словам, автомобилю FAW придется конкурировать с корейскими машинами Hyundai Getz и Hyundai Accent. "Hyundai сегодня сильный бренд, и конкурировать с ним сложно", - считает источник. Кроме того, по мнению руководителя департамента развития бренда "Ростокино-Авто" Владимира Лишневского, новая китайская малолитражка будет конкурировать с BYD Flyer, Chery Sweet (QQ), а также с Daewoo Matiz. "FAW - крупнейший автопроизводитель Китая, находящийся к тому же под контролем государства. Если они имеют серьезные намерения относительно развития в России, они захватят рынок", - отмечает г-н Лишневский.
Между тем пока из-за таможенных платежей и расходов на транспортировку китайские автомобили оказываются слишком дорогими. "N3 стоит в Китае $5 тыс., а у нас будет стоить $13 тыс.", - говорит один из источников в автопроме. "Сегодня цены на китайские автомобили не соответствуют их качеству. Качество некоторых китайских комплектующих ниже, чем отечественных. Цены завышены на 20-30%", - считает Виктор Новоченко. Кроме того, дизайн китайских автомобилей не соответствует требованиям российского потребителя, уверен источник. По мнению собеседника, сегодня цены на легковушки слишком высоки для потребителя, а на внедорожники, наоборот, слишком низки. Поэтому китайским автопроизводителям следует выстроить линейку автомобилей, в которой уменьшение цены на легковые машины будет компенсировано за счет повышения стоимости внедорожников. "Пока что только дистрибьюторы Chery выстроили целую линейку автомобилей", - сказал он.
Комментарии