Конфереция

ФАС позаботится о независимых нефтетрейдерах: участки под АЗС будут продавать на конкурсах

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) придумала еще один способ, как сдержать рост цен на бензин. В конце прошлой недели ФАС разослала региональным властям письма с рекомендациями активнее привлекать к участию в конкурсах на получение земли под строительство АЗС независимых операторов. Чтобы дать возможность небольшим нефтетрейдерам получить земельные участки под строительство АЗС, ФАС предлагает дробить крупные лоты и отказаться от практики выделения дополнительных участков под инфраструктуру автозаправочных станций.
"Мы направили письма в адрес руководителей субъектов федерации с предложением создать условия для участия в аукционах независимых операторов АЗС, доля которых за последнее время снизилась с 65% до 50%,- рассказал замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.- Для этого местные власти должны не выставлять на аукционы крупные лоты, а также не допускать получения компаниями дополнительных участков".
ФАС также обратилась к своим территориальным подразделениям с требованием усилить контроль за местными чиновниками, которые зачастую злоупотребляют своими полномочиями, предоставляя преференции отдельным участникам рынка при распределении земельных участков. "По действующему законодательству мы будем выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений, а в случае их неисполнения - накладывать штраф в размере до 5 тыс. МРОТ",- пообещал Голомолзин.
По логике чиновников, такие меры будут способствовать снижению цен на бензин на внутреннем рынке. Так, например, по словам Голомолзина, в тех регионах, где АЗС принадлежат одной доминирующей компании, средние цены на топливо выше на 5-10% по сравнению с регионами без доминирующего участника.
То, что независимым операторам АЗС все труднее выдерживать конкуренцию со стороны вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за доступ к земельным участкам, известно давно. И в этой ситуации дробление лотов с последующим понижением цены действительно могло бы дать небольшим компаниям дополнительный шанс выиграть аукцион за земельный участок.
Действия ФАС эксперты называют запоздалыми, так как наиболее ликвидные участки уже давно поделены между участниками рынка. "Выдавать такие рекомендации уже поздно, так как в регионах картина уже сложившаяся: те участки, где выгодно строить АЗС, уже освоены. Есть регионы, где больше 80% АЗС принадлежит одной компании, которая уже вытеснила конкурентов, скупив у них заправки. Сейчас выживают только сети АЗС. Если находится место под застройку, на его получение будут претендовать уже представленные в регионе сети. И даже если лоты будут небольшими, то в итоге их купит все равно более состоятельная компания, скорее всего, доминирующая в регионе",- говорит менеджер Русского топливного агентства Максим Назаров.
В эффективности предложений антимонопольной службы сомневается и аналитик "Атона" Дмитрий Лукашов. "Серьезную помощь независимым продавцам чиновники окажут, если инициируют действия против конкретного нарушителя",- говорит эксперт. "Рекомендации - это необязательная мера, но она все равно будет способствовать созданию единых правил игры для всех участников рынка",- добавляет пресс-секретарь ТНК-ВР Иван Гоголев. Что касается роста цен на топливо, то, по мнению экспертов, доминирующее положение ВИНК на рынке АЗС не определяющий фактор. "Цены на бензин определяют внутренняя конъюнктура и динамика роста мировых цен на нефть",- напоминает Гоголев. К тому же цены на бензин у крупных операторов выше в силу объективных причин. "Качество бензина у них лучше, чем у мелких операторов",- убежден Назаров.
Комментарии