Конфереция

МЧС России о лицензировании АЗС как пожароопасных производственных объектов

Лицензирование АЗС как пожароопасных производственных объектов для многих заправочных сетей по-прежнему актуально. В свое время неоднозначность суждений и трактовок законодательства устранил Высший арбитражный суд РФ, постановив необходимость лицензирования. Однако споры о пожароопасности станций не утихают. О юридической основе отнесения АЗС к пожароопасным производственным объектам и процедуре получения лицензии рассказывает начальник отдела лицензирования и контроля за соблюдением лицензионных требований и условий Центра обеспечения деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России Сергей Федосов.

Закон и лицензирование

Деятельность автозаправочных станций не подпадает под действие Федерального закона (ФЗ) от 21.07.1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Соответственно, требования к бензиновым станциям Ростехнадзор не разрабатывал. Тем не менее Ростехнадзор не отрицает тот факт, что на АЗС осуществляются определенные технологические операции, в частности с ТРК и автозаправочным оборудованием. В соответствии с приказом Госгортехнадзора РФ от 19.06.2003 г. N138 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов" (с изменениями от 04.05.2004 г.), который, по заключению Минюста РФ от 1.07.2003 г. N07/6640-ЮД, не нуждается в государственной регистрации, группа резервуаров и сливоналивных устройств автомобильной заправочной станции относится к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения.
Многие некоммерческие организации, защищающие интересы участников топливного рынка, утверждают, что заправка автомобиля бензином - это не производственный процесс. Но почему тогда производственным процессом является заправка автомобиля газом? Ведь технология заправки авто и на газовых и на бензиновых станциях, по сути, одна и та же. И никто никогда не оспаривал принадлежность газовых станций, а значит, и многотопливных АЗС, где в наличии и бензин и газ, к взрывоопасным производственным объектам.
Закон о промышленной безопасности устанавливает требования к опасным производственным объектам и дает общее определение термина "опасный производственный объект". При детальном рассмотрении данные объекты подразделяются на:
взрывоопасные производственные,
химически опасные производственные,
пожароопасные производственные.
Первые два вида объектов находятся в компетенции Ростехнадзора, который в соответствующем законодательном документе указывает на привязку к ФЗ N116. В том же положении даются определения взрывоопасных и химически опасных производственных объектов.
Термин "пожароопасные производственные объекты", под который подпадает и деятельность автозаправочных станций, был дан в Постановлении Правительства РФ (ПП РФ) от 14.08.2002 г. N595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов". Данное постановление не привязано к ФЗ N116, поскольку как пожароопасный производственный может квалифицироваться и объект, не входящий в сферу действия закона о промышленной безопасности.
Под пожароопасными производственными объектами подразумеваются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются):

легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости;
твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в т. ч. пыль и волокна);
вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
(ППРФ от 14.08.2002 г. N595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов".)
Есть мнение, согласно которому определение пожароопасного производственного объекта должно быть дано на федеральном уровне, т. е. в федеральном законе. Однако в таком случае может получиться, что формально у нас нет ни взрывоопасных, ни химически опасных производственных объектов.

МЧС России - законность проверки

МЧС России выступает лицензирующим органом и действует согласно сложившейся к настоящему времени законодательной базе. В ПП РФ N595 есть формулировка с определением критериев, по которым объекты относятся к пожароопасным производственным. Пункт 1а* постановления находится в компетенции Управления государственного пожарного надзора (УГПН).
Некоторые общественные организации в споре о нецелесообразности отнесения станций к производственным объектам неоднократно ссылались на Трудовой кодекс РФ. Хотя там указано, что производственная деятельность - это "совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг" (ст. 209). Так, практически везде перед въездом на станцию висит предупреждение для водителей о необходимости высадить пассажиров. Чем не производственная зона? В данной ситуации водитель выступает потребителем услуг.

Разрабатываемый проект положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов

Согласно ПП РФ от 26.01.2006 г. N45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", в связи с выходом ФЗ от 02.07.2005 г. N80 "О внесении изменений в ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положение Правительства РФ N135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратило силу. Правительство поручило соответствующим органам переработать все положения, определяющие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, в т. ч. эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Разрабатываемый проект положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов предполагает следующие изменения:
составление подробного перечня объектов, относящихся к пожароопасным производственным объектам (его предполагается оформить отдельным приложением к положению);
предоставление разрешения объектам, находящимся на территории одного субъекта федерации, получать лицензии в территориальном органе МЧС России данного субъекта. После того как новое положение будет согласовано в Ростехнадзоре, его направят в Минэкономразвития, Минюст и Правительство.

Упрощение процедуры лицензирования

Среди долгожданных для владельцев АЗС изменений - предусмотренное ФЗ N80 (ст. 9, пока еще не действует) упрощение процедуры лицензирования. Всем федеральным агентствам, осуществляющим лицензирование, поручено в течение I квартала 2006 г. разработать упрощенный порядок лицензирования. Скорее всего, это будет общий порядок, т. е. под каждый вид деятельности будут:
определяться договор, его существенные условия;
прописываться процедура. Задача разработчиков - составить упрощенную процедуру лицензирования в полном соответствии действующему законодательству. К слову сказать, инициировало введение упрощенного порядка лицензирования именно МЧС РФ. По убеждению министерства, лицензирование не должно стать барьером между чиновниками и предпринимателями. До введения вышеупомянутых поправок лицензирование проходит в существующем порядке.

Оформление лицензии

Сегодня оформление лицензии стоит 1300 рублей (это государственная пошлина.) В стоимость входят:
рассмотрение материалов,
предоставление лицензии. Как показывает практика, проблем с обучением персонала, необходимым для получения лицензии, у владельцев АЗС практически не возникает. Как правило, почти все работники станций имеют свидетельство о сдаче пожарно-технического минимума. Чаще возникают вопросы с повышением квалификации инженерно-технического персонала. Также при предоставлении" документов многие забывают, что Федеральным законом N80 добавлены новые требования: соискатель лицензии должен предоставлять в пакете документов материалы, подтверждающие возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Полный перечень необходимых документов, которые должны представить соискатели, приведен в ПП РФ N595, однако он был немного расширен с учетом введения в действие ФЗ N80. Наиболее распространенными ошибками при подаче соискателями лицензии материалов являются:
непредоставление сведений о повышении квалификации инженерно-техническим персоналом;
непредоставление документов, под тверждающих возможность выполнения соискателем лицензионных требований и условий;
предоставление материалов с просьбой провести процедуру лицензирования по еще не действующему упрощенному порядку. Не так давно УГПН разослало во все территориальные органы методические рекомендации, для того чтобы соискатели лицензии могли на месте ознакомиться с необходимыми для ее оформления материалами. Данные рекомендации, в частности, содержат:
перечень необходимых документов;
все формы актов проведения проверок;
перечень объектов на станциях компании - владельца АЗС, которая находится на территории одного субъекта, подлежащих проверке при оценке выполнения лицензионных требований и условий и проч.
Срок получения лицензии - 45 дней. Срок действия лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов - пять лет. Однако, согласно ПП N595, лицензии, которые владелец АЗС получил ранее на эксплуатацию взрыво-пожароопасного производственного объекта, не аннулируются и действуют до окончания срока, указанного в лицензии. А вот за деятельность без лицензии владельцу АЗС, согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придется платить штрафы.

Право выбора полукоммерческих структур для подготовки материалов для получения лицензии

Полукоммерческих структур, которые за большие и не очень деньги готовы помочь в подготовке материалов для получения лицензии, существует множество. Однако ни один чиновник не вправе вынуждать владельца АЗС обращаться в эти организации. Все необходимые документы предприниматель может собрать и самостоятельно, все не так уж и сложно. Если же компанию вынуждают к сотрудничеству, в таком случае лучше обратиться с письменной жалобой в УГПН (телефон доверия: 617-20-59), где ее обязательно рассмотрят и примут соответствующие меры. Хотя многие компании добровольно прибегают к услугам подобных структур, считая, что при самостоятельной подготовке материалов они потратит больше денег, средств и человеко-часов.
Управление государственного пожарного надзора МЧС РФ работает по принципу "одного окна", т. е. владелец АЗС собирает в папку все материалы и отправляет их в лицензирующее учреждение. При необходимости подтвердить какую-либо информацию специалисты УГПН обращаются в соответствующую структуру с запросом. Документы должны быть подготовлены в соответствии с ПП N595 и ФЗ N80, тогда проблем с предоставлением лицензии не возникнет. К примеру компания - владелец крупной сети АЗС предоставила в управление материалы для лицензирования. Но, как показала проверка, пять-семь АЗС не отвечали лицензионным требованиям Компания быстро нашла решение: просто убрала не соответствовавшие требованиям станции из материалов и подала документы снова, а после занялась устранением недоработок на АЗС не вошедших в список.
1,5 тыс. компаний получили лицензии
До принятия решения ВАС РФ предприниматели считали, что получить лицензию на эксплуатацию АЗС как пожароопасного производственного объекта практически невозможно. Сегодня же в этом нет ничего сложного: к настоящему времени уже более 1,5 тыс. компаний получили лицензии и спокойно работают. Более того, проходя лицензирование, они извлекли для себя пользу:
узнали, какие объекты соответствуют лицензионным требованиям, а какие нет;
провели совместно с представителями Госпожнадзора и независимых экспертных организаций анализ состояния своих объектов. Многие компании, владеющие сетью из 200-300 АЗС, благодаря лицензированию узнали, где им следует подтянуть "хвосты".
*** Сегодня, если исследовать не крупные города, идущие в ногу со временем, с обустроенной инфраструктурой, а периферию, можно обнаружить, что у нас до сих пор существуют и контейнерные станции, и заправщики, курсирующие по автомагистралям, и ТРК образца 1940-х гг. Чем дальше от больших городов, тем хуже технологическое и техническое оснащение, тем дольше не проводилась реконструкция. Данные объекты представляют серьезную угрозу для жизни окружающих. В такой ситуации лицензирование приобретает исключительную значимость.


Документы для получения лицензии

Согласно Постановлению Правительства РФ N595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
заявление о предоставлении лицензии с указанием: - наименования, организационно-правовой формы и места нахождения (для юридического лица); - фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя); - лицензируемой деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
копии: - учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (для юридического лица); - свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя); - свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; - документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию руководителя юридического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего лицензируемую деятельность) или индивидуального предпринимателя и их работников;
акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных законодательством РФ).
В случае если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов.


Заявление о предоставлении лицензии

Согласно Федеральному закону N80 "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

для юридического лица
: - полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в т. ч. фирменное наименование юридического лица; - его организационно-правовая форма; - место его нахождения; - адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель; - государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;

для индивидуального предпринимателя
: - фамилия, имя и (в случае если имеется) отчество индивидуального предпринимателя; - место его жительства; - адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель; - данные документа, удостоверяющего его личность; - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; - данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности (в соответствии с п. 1 ст. 17 настоящего закона), который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) (для юридического лица);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в т. ч. документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим законом. Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Комментарии