Конфереция

Средняя маржа нефтепереработки в первом квартале 2006 года сократилась на 14% - с $12 до $9,9 с барреля

Средняя маржа нефтепереработки в первом квартале 2006 года сократилась на 14%, с почти $12 до $9,9 с барреля. Такие данные приводит ИК "Тройка Диалог" в исследовании по состоянию нефтяного рынка России в начале 2006 года. По данным исследования, главной проблемой отрасли является не снижение объемов нефтедобычи, которая у всех компаний, кроме "Сибнефти", фактически растет, а исчерпание мощностей нефтепереработки и одновременное снижение ее рентабельности. Кроме того, в компании отмечают резкий рост добычи газа независимыми производителями на фоне стагнации в "Газпроме".
Доклад "Тройки Диалог" "Нефть и газ: Итоги первого квартала 2006 года" основывается на статистических данных января-марта, а по ряду данных - лишь на итогах января-февраля 2006 года. Тем не менее отсутствие официальной статистики не помешало аналитикам прийти к выводу о том, что, вопреки общим представлениям, начало года для российских нефтяников было одним из наиболее благоприятных периодов.
Помимо сокращения маржи нефтепереработки, снижались и доходы от экспорта сырой нефти. "Высокие экспортные пошлины существенно снизили доходы российских компаний от экспорта сырой нефти. Ситуация выправилась только в марте, когда начался очередной виток роста цен",- говорит аналитик ИК "Атон" Артем Кончин. Именно пошлины частично и стали причиной того, что на экспорт пошло меньше нефти, чем могло бы.
Согласно исследованию ИК "Тройка Диалог", в первом квартале 2006 года объем нефтепереработки увеличился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Несмотря на некоторое увеличение добычи нефти в России в первом квартале 2006 года, экспорт ее не увеличился: весь рост добычи нефти в первом квартале, как утверждают аналитики этой компании, был направлен на российские НПЗ. Интерес к нефтепереработке вызван не только рыночными причинами - тем более что рентабельность переработки на российских НПЗ в первом квартале, по расчетам "Тройки", даже упала. Эксперты и представители нефтяных компаний утверждают, что нефтяников "попросили" увеличить выработку автомобильного топлива, чтобы весной, когда идет стремительный рост его потребления, цены не поползли вверх. По некоторым нефтеперерабатывающим заводам уже достигнут пик загрузки их производственной мощности - далее наращивать выпуск бензина и солярки можно только после больших инвестиций в техническое перевооружение большинства НПЗ.
"Перерабатывать нефть и продавать ее на внутреннем рынке было выгоднее, нежели заниматься экспортом. Именно поэтому объемы топлива, поставляемые нашими НПЗ, так выросли, а цены на бензин остались прежними",- объясняет исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Наибольший рост по объемам переработки (на 17%) показал ЛУКОЙЛ, что связано со специфической географией поставок компанией сырой нефти в прошлом году: ЛУКОЙЛ возил нефть в Китай, однако теперь перестал. "В середине текущего года мы прекратили экспорт в Китай, туда уходило около 250-300 тыс. тонн в месяц. Тому есть две причины: во-первых, вырос тариф РЖД, он достиг $9-10 с барреля, а во-вторых, мы увидели, что торговать бензином на внутреннем рынке выгоднее",- пояснил начальник отдела по связи с инвесторами ЛУКОЙЛа Геннадий Красовский. Вся "китайская" нефть пошла на российские НПЗ, поэтому были достигнуты такие показатели роста. Но не только. "В начале года мы запустили в Румынии "Петротел", он тоже обеспечил нам эти 17%",- говорит Красовский.
Показатели "Сибнефти" более скромные: как сообщили в компании, по Омскому НПЗ рост составил 4,4%, а по "Ярославнефтеоргсинтезу" ("Сибнефть" владеет там 50-процентной долей на пару с ТНК-ВР) и Московскому НПЗ цифры вообще практически нулевые - 0,2%. "Весь рост нашей нефтепереработки плановый, он ориентируется на увеличение спроса в целом по стране. Также мы сейчас активно развиваем сеть своих АЗС, поэтому нам нужно больше бензина", - сообщили в компании.
Правда, есть и аутсайдер - ТНК-ВР сократила нефтепереработку на 5% в силу того, что компания продала Орский НПЗ.
Тем не менее рыночные причины (более медленное снижение рентабельности переработки по сравнению с экспортом сырой нефти) - не единственный и, может быть, не главный фактор увеличения производства нефтепродуктов. В одной крупной российской нефтяной компании сообщили, что правительство "попросило" нефтяников направить на НПЗ побольше нефти, чтобы предотвратить возможный рост цен.
"Я не исключаю, что некое пожелание такого рода со стороны правительства могло быть - например, к посевной могли попросить произвести побольше солярки. Тем более что мощности заводов были полностью не задействованы",- говорит и Григорий Сергиенко из Российского топливного союза.
"Это вполне можно предположить. Правда, дальнейшее увеличение объемов по многим заводам уже невозможно, это потребует больших капиталовложений в новое оборудование",- считает аналитик банка "Уралсиб" Алексей Кормщиков. По оценкам ИК "Тройка Диалог", у ЛУКОЙЛа этот показатель уже достиг 95%.
Комментарии