Конфереция

ТНК-BP планирует начать поставки нефтепродуктов в Восточную Европу

ТНК-ВР передумала закрывать Лисичанский НПЗ на Украине и планирует в будущем начать экспортировать производимые на заводе нефтепродукты на рынки Восточной Европы. По мнению экспертов, такое решение мотивировано грядущим сокращением поставок на этот рынок нефтепродуктов "ЛУКОЙЛа" и "Сургутнефтегаза" в связи с призывом российского правительства обеспечить посевную достаточным количеством топлива. В Восточной Европе цены на самые ходовые экспортные продукты из России и СНГ - дизельное топливо и мазут - в два раза выше, чем в странах-производителях горючего. Правда, аналитики предупреждают, что у ТНК-ВР есть только год для входа на новый рынок: с 2007 года рост восточноевропейского рынка замедлится.
В 2005 г. ТНК-ВР увеличила долю экспорта нефтепродуктов на 50%, до 14,2 млн тонн, в том числе 4,5 млн тонн дизельного топлива и 7,7 млн тонн мазута. В 2004 г. объемы поставок были скромнее - 3 млн тонн дизеля и 5,1 млн тонн мазута. Большая часть вывозимых на Северо-Запад Европы дизельного топлива и мазута поступает с Рязанского НПЗ. По прогнозам ИК "Тройка Диалог", в 2006 г. объем экспорта продолжит расти. В декабре 2005 г. на Рязанском НПЗ закончен очередной этап модернизации, что позволит выпускать дизельное топливо, соответствующее нормам "Евро-4".
О том, что ТНК-ВР собирается начать экспорт нефтепродуктов с Лисичанского НПЗ на восточноевропейский рынок, представители компании говорили еще в 2005 году. Однако планы оставались нереализованными в силу ряда причин. Сначала ТНК-ВР мешали проверки украинской прокуратуры на предмет законности приватизации НПЗ, потом завод пришлось остановить для проведения реконструкции. В феврале 2006 г. представители компании вообще не исключали полной остановки работы НПЗ из-за убытков в размере $15-20 млн, вызванных ростом импорта моторного топлива. Однако вчера президент ТНК-BP Роберт Дадли заявил, что компания по-прежнему рассматривает возможность старта экспорта нефтепродуктов в Восточную Европу. Речь идет о поставке дизельного топлива и мазута - самых востребованных продуктов в Европе.
По мнению аналитиков, ничего удивительного в решении компании нет. "В Восточной Европе уже работают "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз", которые достаточно успешно продают аналогичный набор продуктов", - сказал аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Как пояснили в пресс-службе "ЛУКОЙЛа", мазут в Европе идет на отопление и последующую глубокую переработку для получения бензина. "Наш бензин, к сожалению, пока непригоден для поставок в регион из-за несоответствия европейским стандартам. Там уже действует норма "Евро-4", а мы только начали выпуск "Евро-3", - сокрушаются в нефтяной компании.
Также ТНК-ВР сможет продавать прямогонный бензин для восточноевропейской нефтехимической отрасли. По словам Валерия Нестерова, переработка нефти выгодна ТНК-ВР в условиях высоких цен на нефть: известно, что рентабельность переработки в 6-7 раз выше, чем у поставок сырой нефти. Еще один аргумент "за" - более высокие цены на нефтепродукты. По данным Минэкономразвития, в Европе литр дизельного топлива стоит от 0,8 до 1,2 евро, в России - 0,5.
Начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин считает, что российские продукты завоевывают место на зарубежных рынках не из-за низких цен (в странах Восточной Европы действует антидемпинговое законодательство). "Наши основные конкурентные преимущества - гарантия стабильных поставок и большие объемы. Цены на российскую и зарубежную продукцию несущественно различаются только в некоторых регионах", - уточнил он. По мнению Нестерова, максимум, на что может рассчитывать ТНК-ВР при выходе на рынок, - это льготные условия поставок.
Участники рынка считают, что ТНК-ВР выбрала правильный момент для выхода на новый рынок. Как сообщил представитель одной из российских нефтяных компаний, пожелавший остаться неназванным, российское правительство попросило нефтяников снизить экспорт нефтепродуктов и увеличить объем производства автомобильного топлива, чтобы обеспечить им аграриев на период посевной в нужном количестве и по приемлемым ценам. Чтобы нефтяники не передумали, РЖД увеличили тарифы на перевозку сырой нефти. Сейчас стоимость перевозки одного барреля сырой нефти на длинные расстояния составляет около $9-10. В частности, по этой причине "ЛУКОЙЛ" отказался от экспорта нефти в Китай. Не исключено сокращение поставок нефти на восточноевропейские НПЗ "ЛУКОЙЛа" в сложившей ситуации.
Аналитики считают, что для выхода на европейский рынок у ТНК-ВР есть год. По прогнозу ИК "Тройка Диалог", экспорт нефтепродуктов в Европу стабилизируется в 2007-2009 гг. на уровне 88,8 млн тонн из-за снижения темпов роста европейского рынка. Сейчас, по данным "Брокеркредитсервиса", этот рынок растет на 3-5% ежегодно.
Комментарии