Конфереция

"Газпром" планирует покупку "Комсомольской правды": сумма сделки может дойти до $300 млн

"Комсомольская правда", крупнейшая и одна из самых влиятельных российских газет, вот-вот достанется "Газпрому". "Интеррос" договорился, на каких условиях уступит газетный бизнес монополии. Впереди - продажа госструктурам "Коммерсанта", который, возможно, попадет в карман РЖД, а не "Газпрома". Владельцы "Комсомолки" подготовили рынок к возможной продаже. "Постараемся уменьшить присутствие на газетном рынке", - обещал недавно один из совладельцев "Интерроса" Владимир Потанин. Он не исключал и продажу "Комсомолки", а гендиректор "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов еще раньше признавался, что такая сделка - "вопрос цены и времени".
"Проф-Медиа", медиахолдинг, входящий в "Интеррос", договорился о продаже чуть более 50% издательского дома "Комсомольская правда" холдингу "Газпром-Медиа". Об этом рассказал источник, близкий к сделке. "Договоренность достигнута, сделка завершится после одобрения Федеральной антимонопольной службы", - уточнил он. О близких к завершению переговорах между "Проф-Медиа" и структурами "Газпрома" также сообщили два топ-менеджера крупных издательских домов.
Потанин говорил, что его привлекают развлекательные СМИ, не связанные с политикой, а значит, "Комсомолка" не подходит магнату. Ведь она одна из старейших и самая читаемая в стране газета. Пару месяцев назад именно здесь опубликовал идеологический доклад замглавы администрации президента Владислав Сурков. По данным TNS Gallup Media, аудитория одного номера "Комсомолки" - почти 10 млн человек (средний тираж одного номера - 4 млн экземпляров).
"Комсомолка" - это еще и отличный бизнес: по данным TNS Gallup Media, в 2005 г. она собрала около 15% всей газетной рекламы, на которую, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рекламодатели потратили $290 млн. Один из участников медийного рынка оценил EBITDA газеты в $16 млн. И именно "Комсомолка", по его словам, создает основную стоимость одноименного издательского дома, а "Советский спорт" и "Экспресс-газета" доходов не приносят.
Своему успеху газета обязана слоганом "Газета нашего города!". Модель, предложенная Владимиром Сунгоркиным в 1997 г. (тогда он стал главным редактором "КП"), сделала "Комсомолку" самым популярным изданием в стране. Сунгоркин придумал печатать в газете новости тех городов, в которых выходит "КП". И теперь в региональных выпусках газеты 50% информации занимают местные новости, 30% - федеральные новости, 20% - международные. По данным всемирной газетной ассоциации WAN, "КП" - единственная газета в мире, которая выходит в 78 пунктах печати. Последние 15 лет за счет отстроенной дистрибуции "КП" ежегодно показывала рост более 15%.
Сумму возможной сделки узнать не удалось. Собеседник оценивает весь издательский дом в $130 млн, Леонид Макарон, президент Гильдии издателей периодической печати, оценил "КП" в $200-300 млн. Сумма может сильно отличаться, предупреждают другие эксперты, называющие сделку нерыночной. "Если при выручке "Известий" в $12 млн "Газпром-Медиа" заплатил за половину акций $25 млн, то в случае с "Комсомолкой" сумма сделки может достигнуть $300 млн", - рассуждает гендиректор ИД Родионова Алексей Волин. "Оценить эту сделку невозможно, - уверен управляющий директор TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев. - Она сугубо политическая, и цена здесь договорная".
Издательский дом "Комсомольская правда"
помимо одноименной газеты выпускает газеты "Советский спорт", "Экспресс-газета". Более 50% ИД принадлежит холдингу "Проф-Медиа", более 25% - норвежской компании A-Pressen, остальное - физическим лицам, в том числе и главному редактору "КП" Владимиру Сунгоркину. По данным одного из топ-менеджеров ИД, оборот "КП" в 2005 г. составил $140 млн. Помимо "КП", "Проф-Медиа" владеет контрольными пакетами акций в нескольких радиостанциях, сети кинотеатров "Синема Парк" и кинокомпании "Централ Партнершип". В холдинг входят Business Media Communications, выпускающая b2b-издания ("Индустрия рекламы", "Финансовый директор", "Коммерческий директор. Sales and Marketing", "МСФО. Практика применения"), ИД "Афиша" ("Афиша", "Большой город", "Афиша-Мир", Afisha.ru) и телеканал "2х2". Оборот "Проф-Медиа" по итогам 2005 г., по его данным (без учета ЦПШ и "Афиши"), $160 млн. "Газпром-Медиа" владеет контрольными пакетами акций НТВ, ТНТ и "НТВ-Плюс", пяти радиостанций, издательства "Семь дней" (журналы "Итоги", "Семь дней", "Караван историй" и "Штаб-квартира"), медиаселлерской компанией "НТВ-Медиа" и 50,7% акций "Известий". Сам холдинг принадлежит Газпромбанку, выручка в 2004 г. - около $500 млн.
Комментарии