Конфереция

В Москве обсудили состояние разработки технических регламентов

В Москве прошла пресс-конференция 'О ходе реформы технического регулирования в России' с участием директора департамента технического регулирования и метрологии Минпромэнерго РФ Марины Глазатовой, главы экономической рабочей группы при администрации Президента РФ, руководителя экспертного совета 'Деловой России' Антона Данилова-Данильяна и депутата Госдумы, заместителя председателя Комиссии по техническому регулированию Владимира Мединского. Марина Глазатова подчеркнула, что, несмотря на вступление в силу базового Закона 'О техническом регулировании' еще в начале 2003 года, разработка технических регламентов началась только с января 2005 года - после принятия Правительством РФ соответствующей программы и проведения конкурсов, определивших разработчиков. 'В 2005 году, - отметила Марина Глазатова, - было запущено в разработку 80 проектов техрегламентов, 55 из которых находятся в стадии публичного обсуждения и уже размещены на сайте Минпромэнерго'. Напомним, сейчас в Москве рассматривается специальный технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Согласно документу, в России будет производиться лишь топливо, соответствующее нормам "Евро-2", а затем "Евро-4". Но стандарты "Евро-2" и "Евро-4" будут действовать одновременно. После вступления в силу регламента производить бензин ниже АИ-92 (соответствует "Евро-2") будет запрещено. Для полного же перехода на "Евро-4" сроки не установлены. Пока в России ездят машины с двигателями нормы "Евро-2" и ниже, а производство и сбыт бензина стандарта "Евро-2" не ограничивается.

Комментарии министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко по основным вопросам технического регулирования

Темпы разработки технических регламентов
- На сегодняшний день завершен очередной этап, полностью подготовлена методическая основа для работы. Более того, разработав модельные проекты отраслевых систем технического регулирования на примере электроэнергетики, мы дали образец для деятельности в других сферах. И сегодня основная работа, темпы которой надо оценивать, - это разработка непосредственно технических регламентов. Мы сегодня имеем первые продукты: один {техрегламент} принят, один подготовлен в виде Указа, и три закона, готовые к принятию, направлены в Правительстве, и дальше темп будет, безусловно, нарастать. Сама процедура разработки технических регламентов и доведения до финальной фазы - достаточно длительная. При нарастании темпов выхода на готовые продукты (на проекты технических регламентов) мы можем столкнуться с еще не менее значимой проблемой - проблемой их принятия, поскольку на сегодняшний день основная правовая форма технического регламента, предусмотренная законодательством, - это федеральный закон. По нашим оценкам, 300 регламентов надо разработать до 2010 года, - 300 очень сложных федеральных законов. Могу сказать абсолютно точно: на сегодняшний день все понимают, что и как надо делать и точно понимают, в какие сроки это предстоит сделать. Процесс подготовки технических регламентов на сегодняшний день фантастически непрост. Это долгий, сложный процесс. Всем участникам разработки технических регламентов необходимо включаться именно в процесс разработки, а не использовать 'вброс' на финальном этапе.
Качество продукции - добровольная норма. Технические нормы обязательного характера заморожены законом до выхода соответствующих технических регламентов
- Качество продукции, конкурентоспособность, барьеры в торговле в значительной степени относятся к добровольным нормам и стандартам. Сейчас разработка таких норм в большей степени является инициативой органов власти, нежели бизнеса. Бизнес медленно включается именно в эту работу. Гармонизация этих стандартов и разработка новых стандартов набирает темп, и сейчас мы рассчитываем на большую включенность именно бизнеса в этот процесс. Поскольку, еще раз подчеркну, это добровольные нормы, которые в первую очередь направлены на качество, на конкурентоспособность продукции. Хочу отметить, что должна быть гармонизирована система сертификации и аккредитации. На сегодняшний день у нас - 19 систем сертификации, при этом каждая в значительной степени исповедует собственную идеологию, что неправильно. В сентябре прошлого года мы внесли согласованный проект постановления, который предусматривает, по сути, создание национального органа по аккредитации, приведение к единому подходу всех норм с точки зрения аккредитационных, апелляционных процедур и т.д. Это постановление существенным образом на переходный период снижает риски нестыковки и сохранения барьеров в торговле с внешним миром. На сегодняшний день технические нормы обязательного характера заморожены законом до выхода соответствующих технических регламентов. С точки зрения обязательных технических норм в переходный период, должны вноситься изменения в существующие ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д. Именно по этому поводу подготовлена соответствующая концепция, и мы уже в мае готовы внести законопроект, который 'покроет' риски на время переходного периода.
Изменение закона 'О техническом регулировании'
- Безусловно, закон 'О техническом регулировании' задал очень сложную конструкцию: новые нормы принимаются, как правило, новыми законами, и прецедентов принятия таких законов пока еще не было. В закон 'О техническом регулировании' закладывалась идеология, которая предполагала очень жесткий и устойчивый характер требований, и, собственно, закон, как форма для технического регламента, предполагает защиту от возможности изменения, трансформации и т.д. Но цена этому - прохождение всех процедур принятия. Мы еще не наработали достаточного опыта, чтобы говорить, насколько хорош или плох Закон {Закон 'О техническом регулировании'}, и желание его радикально изменить в одну или другую сторону подчас продиктовано достаточно понятными корыстными интересами. Чем меньше принятых и утвержденных требований, тем легче жить. Поэтому я - только за то, чтобы вступить на парламентскую стезю для принятия этих законов, хотя бы тех, которые от 'а' до 'я' прошли все процедуры.
Стоимость разработки одного технического регламента - 2 млн рублей
- Что касается средств потраченных и которые еще предполагается потратить. На старте первой Программы было принято решение, что стоимость разработки одного регламента - 2 млн рублей. Эта цифра не менялась, и я бы с удовольствием бы эту цифру сравнил со многими тратами, которые направляются на разработку других документов, подчас значительно менее сложных. Это, конечно, минимальная сумма для разработки документа, к которому привлекаются сотни людей. Коллеги из некоторых ведомств говорят, что надо радикально, в 7-10 раз, увеличить объем средств, направляемых на разработку каждого регламента, и что это ускорит процесс в целом. На мой взгляд, дополнительные средства не добавят скорости.
'Готовые' технические регламенты
- 80 регламентов сейчас находятся в разработке в рамках утвержденной Правительственной программы. Разработка 97 регламентов предполагается новой редакцией Программы, которая пока не утверждена. 60 регламентов подготовлено параллельно бизнес-ассоциациями, 6 из которых представлено в комиссию Думы. Из 80 регламентов, которые находятся на сегодняшний день в разработке, 3 в виде законов - уже в Правительстве и готовы к внесению в Госдуму. Есть два варианта: либо их внесет Правительство, либо их можно внести в Думу в порядке депутатской инициативы.
Роль бизнеса в процессе разработки технических регламентов
- Подчеркну, что бизнес включен в эту работу с самого начального этапа. Над техническими регламентами работали практически все крупнейшие российские производители, и вряд ли мы найдем более заинтересованных. У бизнеса есть еще одна возможность - все конкурсы на разработку объявляются публично, по большому счету, если есть интерес и понимание, никто не мешает взяться за написание технического регламента даже за казенный счет. Мы выступаем за расширение контактов с бизнес-сообществом, с общественными организациями, активную работу ведем с РСПП.
Комментарии