Минэкономразвития направило в правительство согласованный проект закона о дифференциации ставки НДПИ. Проект закона предусматривает введение налоговых каникул на 10-15 лет для компаний, разрабатывающих новые нефтяные месторождения, и снижение на 70% ставки налога для выработанных месторождений. Эксперты отмечают, что предложения чиновников в целом отвечают интересам бизнеса. Самые длинные налоговые каникулы, предполагающие нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), на период разработки новых месторождений составят 10 лет с момента получения лицензии на разработку и 15 лет с момента получения лицензии на геологоразведку месторождений, говорят в Минэкономразвития.
Условием для прекращения каникул будет добыча 35 млн. тонн для шельфовых месторождений, 25 млн. тонн для месторождений Восточной Сибири и 10 млн. тонн для месторождений Тимано-Печорского бассейна. По настоянию Минфина в качестве условия для прекращения каникул вместо изначально предусматривающегося долевого критерия в размере 20% выработки месторождения в документ внесены абсолютные пороговые значения объемов добычи, по достижении которых льгота перестанет действовать. Минэкономразвития устанавливают нулевую ставку налога по добыче нефти пока только в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края), Тимано-Печорской нефтегазовой провинции (в границах Ненецкого автономного округа) и на континентальном шельфе России.
Для месторождений, выработанных более чем на 80%, будет применяться понижающий коэффициент к ставке НДПИ в размере до 0,3. Таким образом, скидка составит 70%, уточняют в Минэкономразвития. МЭРТ отмечает, что дифференциация НДПИ необходима для создания стимулов по повышению экономической эффективности добычи нефти на действующих месторождениях и активного освоения новых месторождений. По мнению чиновников, основная проблема использования при расчете различных критериев для НДПИ состоит в том, что при многообразии природно-геологических и экономико-географических факторов, существенно влияющих на величину природной ренты, объективно сложно администрировать их параметры.
Последние годы в России действует единый НДПИ, величина его начисления зависит от мировых цен, включая поставки на внутренний рынок. НДПИ введен в ходе налоговой реформы 2001 года вместо платежей за пользование недрами, налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат.
С 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года базовая ставка НДПИ определена в размере 419 рублей за тонну нефти, но с учетом всех коэффициентов при среднем уровне цен нефти сорта Urals на средиземноморском и североевропейском рынках в размере $56,37 за баррель в феврале ставка НДПИ составила 2144 рубля за тонну нефти. В январе при цене на Urals в $59,18 - 2288 рублей за тонну нефти.
Аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Мангилев подтверждает, что "в ценах на бензин действительно не менее половины составляющей приходится на НДПИ, и поэтому реформа налогообложения отразится на внутренних ценах". "При этом законопроект и в части каникул, и в части льгот по выработанным месторождениям отвечает ожиданиям нефтяников, так как у всех есть либо недавно запущенные проекты, либо месторождения на стадии выработки", - сказал эксперт.
"И если по льготам на выработанных месторождениях больше всего выиграют Татнефть и Башнефть, то каникулы благотворно отразятся на нефтедобыче практически всех компаний, - считает Мангилев. - Еще один необходимый шаг - закрепить право компаний, разведывающих месторождения, на их разработку".
Нефтяные компании относятся к введению дифференцированной ставки НДПИ с опаской. По мнению Вагита Алекперова, необходимо выработать единые правила, "четкие и понятные, которые бы действовали не один год и не два, а большой период времени". "Я и специалисты нашей компании, мы опасаемся, что снова будет введен субъективный принцип: кого люблю - тому даю эту шкалу, а кого не люблю - тому даю другую шкалу, - заявил Алекперов. - Поэтому мы ратуем за то, чтобы эта шкала была прозрачна и правила игры были публичными и оформлены законодательно, а не как решение одного отдельно взятого человека".
Согласование в Минфине было последним для законопроекта о дифференциации ставки НДПИ. Минэкономразвития и Минфин согласовали объем выпадающих доходов бюджета. Дифференциация по критерию "выработанность" приведет в выпадению из бюджета до 25 млрд. рублей в год. Чиновники Минэкономразвития считают, что закон должен заработать уже с 1 января 2007 года.
Условием для прекращения каникул будет добыча 35 млн. тонн для шельфовых месторождений, 25 млн. тонн для месторождений Восточной Сибири и 10 млн. тонн для месторождений Тимано-Печорского бассейна. По настоянию Минфина в качестве условия для прекращения каникул вместо изначально предусматривающегося долевого критерия в размере 20% выработки месторождения в документ внесены абсолютные пороговые значения объемов добычи, по достижении которых льгота перестанет действовать. Минэкономразвития устанавливают нулевую ставку налога по добыче нефти пока только в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края), Тимано-Печорской нефтегазовой провинции (в границах Ненецкого автономного округа) и на континентальном шельфе России.
Для месторождений, выработанных более чем на 80%, будет применяться понижающий коэффициент к ставке НДПИ в размере до 0,3. Таким образом, скидка составит 70%, уточняют в Минэкономразвития. МЭРТ отмечает, что дифференциация НДПИ необходима для создания стимулов по повышению экономической эффективности добычи нефти на действующих месторождениях и активного освоения новых месторождений. По мнению чиновников, основная проблема использования при расчете различных критериев для НДПИ состоит в том, что при многообразии природно-геологических и экономико-географических факторов, существенно влияющих на величину природной ренты, объективно сложно администрировать их параметры.
Последние годы в России действует единый НДПИ, величина его начисления зависит от мировых цен, включая поставки на внутренний рынок. НДПИ введен в ходе налоговой реформы 2001 года вместо платежей за пользование недрами, налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акцизов на нефть и стабильный газовый конденсат.
С 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года базовая ставка НДПИ определена в размере 419 рублей за тонну нефти, но с учетом всех коэффициентов при среднем уровне цен нефти сорта Urals на средиземноморском и североевропейском рынках в размере $56,37 за баррель в феврале ставка НДПИ составила 2144 рубля за тонну нефти. В январе при цене на Urals в $59,18 - 2288 рублей за тонну нефти.
В ценах на бензин половина составляющей приходится на НДПИ
По словам главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, НДПИ напрямую влияет на стоимость бензина в России. "В цене на бензин больше 60% налоговой составляющей. НДПИ сегодня привязан к международной цене на нефть. Мы ратуем за то, чтобы эта международная цена распространялась только на экспортные поставки. Но если мы продаем в России, зачем привязывать налог к международной цене? Он должен быть более комфортным", - отметил президент компании.Аналитик инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Мангилев подтверждает, что "в ценах на бензин действительно не менее половины составляющей приходится на НДПИ, и поэтому реформа налогообложения отразится на внутренних ценах". "При этом законопроект и в части каникул, и в части льгот по выработанным месторождениям отвечает ожиданиям нефтяников, так как у всех есть либо недавно запущенные проекты, либо месторождения на стадии выработки", - сказал эксперт.
"И если по льготам на выработанных месторождениях больше всего выиграют Татнефть и Башнефть, то каникулы благотворно отразятся на нефтедобыче практически всех компаний, - считает Мангилев. - Еще один необходимый шаг - закрепить право компаний, разведывающих месторождения, на их разработку".
Нефтяные компании относятся к введению дифференцированной ставки НДПИ с опаской. По мнению Вагита Алекперова, необходимо выработать единые правила, "четкие и понятные, которые бы действовали не один год и не два, а большой период времени". "Я и специалисты нашей компании, мы опасаемся, что снова будет введен субъективный принцип: кого люблю - тому даю эту шкалу, а кого не люблю - тому даю другую шкалу, - заявил Алекперов. - Поэтому мы ратуем за то, чтобы эта шкала была прозрачна и правила игры были публичными и оформлены законодательно, а не как решение одного отдельно взятого человека".
Согласование в Минфине было последним для законопроекта о дифференциации ставки НДПИ. Минэкономразвития и Минфин согласовали объем выпадающих доходов бюджета. Дифференциация по критерию "выработанность" приведет в выпадению из бюджета до 25 млрд. рублей в год. Чиновники Минэкономразвития считают, что закон должен заработать уже с 1 января 2007 года.
Комментарии