Конфереция

В Югре на ННПО будут производить дорожный битум и высокооктановый бензин

На базе "Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения" в ближайшие два года можно наладить производство высококачественного дорожного битума и в последующие три года - высокооктанового бензина и качественного дизельного топлива. Для создания в регионе режима благоприятствования сбыта продукции, по мнению нефтепереработчиков, в первые годы становления производства нужна помощь властей ХМАО. В Югре, с местной разветвленной сетью автодорог, существует постоянная потребность в качественном дорожном битуме. Его производство легче всего осуществить на базе Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения, считает генеральный директор этого предприятия Сергей Ничипорук. С момента создания в 1998 году и до сегодняшнего дня это предприятие зарекомендовало себя как лидер в области региональной нефтепереработки. Сейчас на заводе перерабатывается более четырех миллионов тонн нефти в год. Налажен выпуск авиационного керосина (более 60 тысяч тонн в год), разных видов дизтоплива (в том числе марки "Арктика") и низкооктанового прямогонного бензина. Логичным этапом развития ННПО может стать производство битума. По предварительным подсчетам, после строительства битумной установки, Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение может выпускать до 700 тысяч тонн битума в год. Такого количества высококачественного битума с лихвой хватит для обеспечения потребностей всей дорожно-строительной отрасли ХМАО.
Производство в Югре дорожных битумов, соответствующих по качеству мировому уровню, позволит значительно сократить затраты на ремонт дорог. Экономия средств, в свою очередь, позволила бы увеличить объемы нового дорожного строительства, необходимого для освоения нефтегазовых месторождений, развития промышленности и социальной сферы главного нефтедобывающего региона России. Немаловажно и то, что использование высококачественных битумов позволит продлить срок безремонтной эксплуатации дорог ХМАО с 2 - 3 до 7 - 10 лет.
Инициатива выпуска битума на базе нефтеперерабатывающего завода для нашей страны - нетипична
Обычно нефтеперерабатывающие заводы России не заинтересованы в получении высококачественных битумов, т.к. НПЗ перерабатывают легкие западносибирские нефти с высоким содержанием светлых нефтепродуктов (до 60% легких фракций). Светлые нефтепродукты в четыре раза дороже битумов, и поэтому сейчас именно они определяют экономику всех нефтеперерабатывающих заводов страны, в том числе и "Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения". Повышение качества выпускаемых битумов при относительно небольшом присутствии этой фракции в западносибирской нефти (до 17%) связано с дополнительными затратами при невысоком экономическом эффекте. Сроки окупаемости инвестиций в битумное производство напрямую зависят от развитости рынка сбыта. Заинтересованность ООО ННПО в выпуске дорожного битума объясняется тем, что рынок сбыта этого продукта в Югре весьма перспективен.
Ведь в Ханты-Мансийском автономном округе ведется активное дорожное строительство и имеется дефицит высококачественных дорожных битумов. Потребность ХМАО в битумах составляет около 70 тыс. тонн в год, и в ближайшие годы будет неуклонно расти в связи с принятием дополнительно к основной программе дорожного строительства "Программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа до 2010 года". Мощностей ННПО хватило бы на гарантированное обслуживание всей автодорожной отрасли Югры в течение многих лет. Даже при условии резкого повышения в регионе спроса на дорожный битум. По расчетам генерального директора Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения Сергея Ничипорука , битумное производство силами ННПО можно наладить в течение 2 лет.
Это не единственный путь развития объединения в рамках тех задач, которые ставит правительство Югры перед региональными промышленниками. Среди потенциальных возможностей предприятия - производство высокооктановых бензинов и современных видов дизельного топлива. Однако, если модернизация ННПО под выпуск битума обойдется в несколько десятков миллионов долларов, то превращение Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения в универсальный НПЗ потребует гораздо более значительных инвестиций.
За возможность выпускать все марки бензина, вплоть до девяносто пятого, и за появление на рынке Югры местного, очищенного от серы дизтоплива ННПО придется заплатить не менее 300 млн. долларов. Рынок высокооктановых бензинов и современных видов дизельного топлива в ХМАО насыщен привозным горючим и поэтому, по предварительным подсчетам специалистов, срок окупаемости проекта - около 10 лет. Это неприемлемый для инвесторов показатель. Чтобы в Югре появился местный НПЗ со всеми возможностями современного нефтеперерабатывающего предприятия, сроки окупаемости инвестиций не должны превышать 5 лет. Достигнуть этого показателя без льгот и преференций со стороны властей ХМАО невозможно, считают нефтепереработчики.
Возможно, что Нижневартовскому нефтеперерабатывающему объединению удастся доказать перспективность своих проектов не только инвесторам, но и правительству Югры. Губернатор Югры Александр Фидипенков неоднократно подчеркивал, что одна из задач окружных властей - усложнение региональной промышленности. Недавно на открытии второй очереди ННПО Александр Филипенко сказал: "В условиях стабилизации уровня добычи нефти на промыслах Югры мы обязаны разрабатывать стратегические планы по диверсификации нашей экономики, по внедрению производств по глубокой переработке углеводородного сырья. Сегодня их немного, но мы делаем уверенные шаги на этом пути. А стратегической целью я считаю разворачивание на территории автономного округа крупного нефтехимического производства". По мнению генерального директора Нижневартовского нефтеперерабатывающего объединения Сергея Ничипорука, у ННПО те же цели и задачи, что и у властей Югры. Если объединить усилия, то в самое ближайшее время в округе появится современный нефтеперерабатывающий завод с богатым ассортиментом продукции.
Комментарии