Конфереция

Urals и Brent: нью-йоркская биржа NYMEX осенью запустит торги фьючерсами на российскую нефть

Система ценообразования на российскую экспортную нефть является предметом профессиональных дискуссий, и в 2006 году они выйдут в публичное поле. Одна из крупнейших мировых бирж, нью-йоркская NYMEX, осенью 2006 года намерена запустить торги фьючерсами на российскую нефть, Минэкономразвития и Минпромэнерго готовят на 2007 год создание российской нефтяной биржи, а информагентства-докладчики по нефтяному рынку постепенно меняют методики определения цен на Urals, "отвязывая" ее от Brent. Уже через год Urals, вероятно, обретет независимость, и тогда станут известны реальные возможности России определять мировые цены на энергоносители.
Urals

Система ценообразования на Urals
Критика действующей системы ценообразования на нефтяном рынке, основанной на биржевых торгах по нескольким "маркерным" сортам нефти - американской WTI, североморской Brent - и "дифференциалах" к котировкам по ним, которые вычисляются агентствами-докладчиками (Platts, Argus Media) на основе данных по реальным сделкам с нефтью на "наличном", близком к спотовому рынке, появляется обычно или в период резкого роста цен на нефть, или в условиях падения. "Дифференциалы" на Urals, в ряде случаев превышающие 10% от цены на Brent, впрочем, критикуются достаточно давно. С одной стороны, в величину "дифференциала" действительно вкладываются такие значимые для рынка показатели, как сниженное по сравнению с легкой низкосернистой (sweet) нефтью Brent качество высокосернистой кислой (sour) нефти Urals, логистические риски в основных нефтеперевалочных портах РФ - Приморске (60 млн тонн в год, или 25% экспорта) и Новороссийске (через южные черноморские порты переваливается более 90 млн тонн, 37% экспорта), риски трубопроводной системы (38% экспорта).
С другой стороны, чисто рыночной систему ценообразования на Urals назвать невозможно: де-факто она зависит не от баланса спроса и предложения российской нефти, так же как дубайской и ряда других сортов, а от баланса торговых операций крупнейших покупателей рынка "наличной нефти", обычно называемого в нефтяной среде cash market,- трейдинговых компаний, причем часть из них, например Stasco или SK Trading, аффилированы с такими крупными игроками, как Shell и корейская SK Energy, заинтересованными в активной игре с "дифференциалами", получении арбитражной прибыли от разницы цен на нефть в разных регионах и т. д. При нынешней системе ценообразования независимые игроки имеют возможность влиять только на общий уровень цен.
Разумеется, в 70-е годы, когда формировалась нынешняя система ценообразования, никто и не предполагал, как изменится баланс сил на нефтяном рынке и какие возможности усложнения операций на нем он будет предполагать. В Европе одним из главных открытий последних 15 лет стала именно российская нефть, привязанная к Brent.
С очередным ростом цен о потерях, связанных с "несправедливым" ценообразованием на Urals, в России заговорили более или менее активно: в 2005 году Владимир Путин даже предложил Герману Грефу поработать над "устранением" ценового разрыва Urals и Brent. Дело, впрочем, не только в "дифференциалах" и их размере. Предыдущая попытка повлиять на систему ценообразования в глобальном масштабе была предпринята трейдинговой компанией Crown Resourses, входящей в консорциум "Альфа-групп": по заказу компании сначала Arthur Andersen, а затем McKinsey провели исследования ценообразования при поставках нефти по трубопроводу "Дружба", выяснив, что из-за своеобразной структуры рынка возможности для рыночных манипуляций используются весьма активно. Причем ни российские нефтяники, ни российский бюджет прибылей от действующей системы не получают.
Сейчас, когда цены на Dated Brent достигли отметки $70 за баррель и прогнозы будущего спроса на российскую нефть становятся все оптимистичнее в долгосрочной перспективе, предложения независимого ценообразования начинают реализовываться по всем направлениям.
Планы создания российской биржи нефти
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев еще в октябре 2005 года заявлял, что российская нефтяная биржа будет создана в первой половине 2006 года и будет расположена в Ханты-Мансийске. Впрочем, до последнего времени разговоры о нефтяной бирже в правительстве, несмотря на отсутствие хотя бы одного чиновника или компании, высказавшихся против этого проекта, оставались разговорами. По данным замглавы Минэкономразвития Кирилла Андросова, на сегодняшний день планы государства в этой области выглядят следующим образом. В мае-июле 2006 года правительство сформирует межведомственную рабочую группу по созданию нефтяной биржи из заинтересованных ведомств, до сентября 2006 года биржа и ее клиринговый центр будут зарегистрированы как юридические лица, до сентября 2007 года будет создана платформа для торгов, и в III квартале 2007 года на ней будет запущена система торгов с немедленной поставкой (спотовый рынок). Торги фьючерсными контрактами предполагается организовать существенно позже - не ранее IV квартала 2007 года, и только после этого возможно говорить о создании российской независимой системы ценообразования на нефть Urals. Господин Андросов, впрочем, оговаривается, что этот план является "примерным" - точные даты будет определять МЭРТ и Минпромэнерго после того, как будет создана рабочая группа в кабинете министров.
Причины такой неспешности с весьма чувствительным вопросом очевидны. По мнению МЭРТа, на сегодняшний день необходимо решить ключевой вопрос - о формировании стандарта российской экспортной смеси REBCO, для чего нужно сократить содержание в ней серы через оптимизацию загрузки уфимской группы нефтеперерабатывающих заводов и изменение маршрутов ряда экспортных потоков. Кроме того, по мнению главы ФСФР Олега Вьюгина, для создания независимой системы ценообразования необходимо вносить изменения в действующее законодательство - прежде всего описывающее фьючерсные торги, сейчас крайне слабо защищенные с юридической точки зрения. Наконец, по мнению партнера Deloitte Максима Любомудрова, существует ряд проблемных моментов с налогообложением любых производных финансовых инструментов в России: это, в частности, практически полное отсутствие опыта налоговиков при анализе использования хеджевых инструментов (фьючерсы, как правило, используются для хеджирования рисков) и т. д.
Вероятно, именно поэтому МЭРТ предпочитает говорить твердо только о намерении создать биржу спотовой торговли сырой нефтью, а также нефтепродуктами. Участники рынка относятся к этой идее с большим скепсисом. Перевод cash market в режим биржевых торгов - практика, не имеющая мировых аналогов и вряд ли осуществимая без административного давления на консервативных и весьма влиятельных в нефтяном мире игроков, таких как Glencore. А кроме того, задачу независимого ценообразования на нефть "спотовая биржа" практически не решает: на ней в любом случае будут работать только компании, заинтересованные в наличной нефти. Ключевым же моментом в организации биржевых торгов являются производные инструменты - фьючерсы и форварды, поскольку работать с ними могут не только нефтяники, но и банки, инвестиционные и страховые компании, энергетики и т. д.
NYMEX - проект Russian Energy Futures
Проект Russian Energy Futures (REF), созданный все той же бывшей Crown Resourses (сейчас Expertica) и нью-йоркской биржей Commodities NYMEX, предполагает начать именно с организации фьючерсной торговли. Хотя старший вице-президент NYMEX Research Роберт Левин считает, что прямой конкуренции с российским проектом у REF не будет, с запуском фьючерсных торгов на REBCO в лондонском подразделении NYMEX - NYMEX Europe смысл в организации как "спотовой биржи", так и фьючерсов на нефть внутри России практически исчезает. Отметим, что REF существенно опережает МЭРТ и Минпромэнерго: пробные торги фьючерсами на REBCO планируется открыть в Лондоне в конце июля. Отметим, что, по словам Олега Вьюгина, в правительстве России поддерживают планы REF полностью и параллельная котировка российской нефти в Великобритании и России не рассматривается как недопустимая. Разумеется, правительство имеет все рычаги влияния на проект REF: организация этих торгов без участия "Роснефти" и "Газпрома", контролирующего "Сибнефть", вряд ли будет достаточно успешной. Впрочем, по мнению создателей REF, для успеха проекта достаточно, чтобы на бирже торговалось по контрактам с фактической поставкой лишь 5% объема нефти - остальное сделают игроки финансового рынка, да и полный перевод на NYMEX Europe торгов нефтью в Приморске для создания независимого ценового ориентира вовсе не необходим.
При этом, даже если оба проекта будут затягиваться, глобальная отвязка Urals от Brent, похоже, совершенно неизбежна. Дело в том, что этого постепенно требует и "традиционный" внебиржевой рынок. Агентство Platts, по заявлению директора подразделения по рыночным сообщениям Хорхе Монтепека, с 2005 года работает над отвязкой системы котировок нефти типа sweet и sour. В апреле 2006 года в США уже запущены торги по ключевому sour-сорту нефти - Mars, ранее привязанному к sweet-сорту WTI так же, как Urals к Brent. Правда, пока об особенной удачности проекта говорить не приходится: Mars мировой индикативной sour-нефтью не стал, равно как не дало пока результата включение в ряде условий нефти Forties и Oseberg в котировки Brent, определяемые Platts, и независимые ценовые котировки нефти Dubai-Oman, основывающиеся на маркерном сорте нефти месторождения Upper Zakum. Впрочем, ни в Platts, ни в Argus Media не стремятся быстро менять рынок - так, господин Монтепек указывает на связанность финансовых рынков и нынешней мировой системы ценообразования на нефть и призывает действовать с осторожностью. Впрочем, необходимости перевода в новый режим определения цен на Urals он не отрицает. Platts предполагает заняться этим проектом также в 2007 году.
Независимые ценовые ориентиры на Urals позволят российским нефтяным компаниям и государству влиять на мировой нефтяной рынок
Между тем появление независимых ценовых ориентиров на Urals даст российским нефтяным компаниям и в значительной степени контролирующему их бизнес государству ранее непредставимые возможности по влиянию на мировой нефтяной рынок. До 2006 года при всей влиятельности России как минимум на топливном рынке стран Евросоюза отсутствие независимой системы котировок Urals не позволяло российским компаниям более или менее активно участвовать в изменении непосредственных цен контрактов. В 2007 году эта возможность должна появиться. Как государство предполагает ею пользоваться, впрочем, неизвестно. Отметим, что никто не гарантирует высоких цен на "независимую" Urals - рыночные цен на российскую нефть, определяемые спросом, неизвестны.
Комментарии