Конфереция

В России планируется создание трех нефтяных бирж - РТС, NYMEX и проект Минэкономразвития

В этом году планируется создать сразу два рынка для торговли российской нефтяной смесью. В мае проект будет запущен на РТС в секции срочных контрактов FORTS. Вчера спецификацию на российскую Urals утвердил комитет по срочному рынку РТС, а к майским праздникам ее рассмотрит и совет директоров биржи. И, скорее всего, отставит без изменений. После этого толпы российских и иностранных спекулянтов смогут без проблем торговать фьючерсами на российскую нефть за российские рубли. По данным представителей биржи, спрос на этот финансовый продукт имеется. Российские биржевики торопятся. И причина этой торопливости - проект конкурентов.
Дело в том, что с российской нефтью намерена поиграть и ведущая североамериканская нефтяная биржа NYMEX. В 2006 году она планирует запустить в Лондоне торги фьючерсными контрактами на российскую смесь сорта REBCO. Реализовывать проект будет Russian Energy Futures - совместное предприятие, созданное владельцами NYMEX на паях с компанией Expertica.
Главный идеолог продажи российской нефти в Лондоне - Алексей Кузьмичев. По его словам, российская нефть должна стать эталоном для всего мира. "Раз Россия производит 30% всех мировых биржевых товаров, значит, она и должна являться центром определения цен на эти товары, а не пользоваться теми инструментами, которые сложились на мировом рынке", - убежден он. От нынешней ситуации проигрывают все - и компании - экспортеры нефти, и государство. Создание же производных инструментов на нефть позволит сделать механизм ценообразования прозрачным. "Я, например, уверен, что цена на Urals вырастет. Но даже если возникнут какие-либо колебания, все равно она будет объективно рыночной, то есть более правильной", - говорит Алексей Кузьмичев.
Пока фьючерсы на нефть сорта REBCO будут торговаться в Лондоне. Предполагается, что это случится уже в нынешнем году. А старший вице-президент NYMEX Research Роберт Левин вчера уточнил, что торги должны быть запущены в третьем квартале. Правда, со временем NYMEX обещает перевести участников в Россию после "привлечения к торгам значительного числа участников".
Тогда в России будут две настоящие нефтяные биржи. Что несколько странно даже для крупнейшего мирового производителя. Российские власти в локализацию NYMEX в России не верят. "Это пока только слова", - заметил по данному поводу глава ФСФР Олег Вьюгин. И такой комментарий абсолютно понятен. Потому, что в правительстве все-таки рассчитывают на создание суверенного нефтяного рынка. Но, как всегда, просто на частный сектор не рассчитывают.
Свой проект нефтяной биржи готовит Минэкономразвития. Предполагается, что она будет зарегистрирована как юридическое лицо в третьем квартале 2006 года, а торги начнет спустя год: сначала по договорам с немедленной поставкой, а в четвертом квартале 2007 года - и фьючерсами. При этом, по словам чиновников, в организации торгов нефтью заинтересованы все существующие отечественные площадки. Пока, правда, РТС заинтересована в запуске собственного проекта. Очевидно, что ее руководители рассчитывают, что правительство попланирует, а потом все закончится использованием уже созданной коммерсантами биржей. Но российские инициативники, скорее всего, действительно объединятся. Против общего конкурента.
"Намерение NYMEX запустить в Лондоне торги на нефть спецификации REBCO является конкурентом проекту создания в РФ биржи по торговле экспортной нефтью", - сказал глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. Однако торговля фьючерсами на REBCO в Лондоне на создание биржи в России не повлияет. Более того, все уверены, что конкуренция пойдет на пользу обоим проектам. По словам Алексея Кузьмичева, лондонскую площадку хорошо использовать, пока в России не появится собственная. "Чтобы открыть площадку в России, надо разработать и принять целый ряд законодательных актов о производных финансовых инструментах", - говорит он. А Олег Вьюгин, в свою очередь, заявил, что для реализации идеи NYMEX и развития торговли по REBCO необходимо выполнить два условия. Первое - сделать возможным смену собственника нефти в процессе ее движения в танкере. Второе - предусмотреть в контрактах возможность появления фьючерсной цены. "Сделать это можно, если владельцы нефтяных компаний будут согласны на изменение сложившейся системы поставки нефти", - отметил глава ФСФР.
Комментарии