Конфереция

Нефтяной клуб Петербурга обсудил проблемы роста цен на нефтепродукты, качества топлива и претензии к АЗС со стороны МЧС

Нефтяной клуб Петербурга на заседании 10 апреля обсудил проблемы роста цен на нефтепродукты, качества топлива и методы преодоления топливниками барьеров, создаваемых со стороны МЧС. Как отметил президент Нефтяного клуба Олег Ашихмин, в ближайшее время цены на нефтепродукты будут продолжать расти. Несмотря не некоторую стабилизацию оптовых цен на топливо, розничные цены с конца марта начали расти. Все большую роль в стоимости топлива играют расходы, которые трейдеры несут в связи с многочисленными денежными поборами и требованиями МЧС и контролирующих организаций к АЗС. Из других составляющих стоимости топлива стоит отметить значительную налоговую составляющую. Для стабилизации цен на топливо Правительство РФ планирует создать биржу по торговле нефтепродуктами, а также ввести с 2007 года дифференциацию НДПИ.
Биржа по торговле нефтепродуктами
В качестве одной из мер, которая, в том числе, позволила бы бороться с постоянно растущими ценами на нефтепродукты внутри страны предполагается создание биржи по торговле нефтью и нефтепродуктами. Герман Греф в средине марта на заседании правительства РФ заявил, что биржевая торговля нефтепродуктами в России начнется во второй половине 2006 года. Еще в начале 2003 года бывшее Министерство антимонопольной политики подготовило и внесло в правительство концепцию формирования биржевого рынка нефти и нефтепродуктов. Российский топливный союз принимал участие в ее обсуждении. При этом отмечалось, что создание подобной системы необходимо, поскольку ВИНКи в силу доминирующего положения на целом ряде сегментов рынка имеют возможность не только формировать цены по цепочке добыча - переработка - оптовая продажа, но и влиять на уровень розничной цены. С тех пор ситуация практически не изменилась. В Федеральном собрании и министерствах периодически обсуждают тему биржи, но, признавая неоспоримые преимущества этой идеи, но видимо, так и не могут решить, как реализовать проект на практике.
В документах, отправленных в правительство, говорится, что к концу III квартала 2007 года должны быть запущены торги с условием немедленной поставки товара, а к концу IV квартала - торги фьючерсными контрактами. Биржевой товар в документе однозначно не зафиксирован, выбор стартового объекта торговли должен состояться во II квартале 2006 года. К числу потенциальных объектов биржевой торговли чиновники относят нефть, нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизтопливо, топочный мазут), а также газ и уголь.
Чтобы проект был реализован, необходимо применение стимулирующих мер. В последние годы в стране периодически возникало несколько локальных бирж, создание которых было частной, а не государственной инициативой. Однако ни одна из них не стала успешной - основные потенциальные продавцы, т.е. ВИНКи, просто не захотели участвовать в торгах, предпочитая использовать сложившийся механизм реализации своего сырья и продуктов переработки. В МЭРТе констатируют, что на сегодняшний день у каждой нефтяной компании существуют сформированный канал, политика сбыта, свои дилеры. Сложившаяся система достаточно эффективна, закреплена практикой деловых отношений и немногие хотят от нее отказываться, пока не поверят в то, что маржинальная доходность биржевой торговли будет выше, чем то, что есть сегодня. В документах о создании биржи по этому поводу говорится, что необходимо законодательно регламентировать участие в торгах российских нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний, использование систем магистральных нефтепроводов для доставки товара, а также создать систему гарантий. В частности, в первую очередь на биржу должна быть выведена нефть государственных компаний, что позволит обеспечить реальным товаром фьючерсные сделки, где базисным активом будет являться новый стандарт российской нефти.
И хотя государство формально не может заставить нефтехолдинги выйти на биржу, Герман Греф полагает, что поскольку до 50% российской нефти производят компании, в которых государство имеет доминирующее влияние, то за счет этого можно обеспечить начало ее работы. Таким образом, предполагается, что первыми начать торги должны "Роснефть" и "Сибнефть". В частных нефтяных компания пока не стремятся обозначать свою позицию в отношении создания биржевой торговой площадки.
Закон о дифференциации НДПИ
Другой мерой по стабилизации цен на топливо называют изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Почти весь 2005 год рабочая группа при МЭРТе обсуждала возможные меры по снижению налогообложения нефтяной отрасли. Из-за высоких налогов стремительно дорожал бензин: в 2004 г. цены на заправках поднялись почти на треть, а в 2005 г. - на 16%. В тоже время недостаток инвестиционных ресурсов не позволил ВИНКам осваивать новые месторождения: в 2005 году добыча нефти увеличилась всего на 2,4% по сравнению с 9% в 2004 г. и 11% в 2003 г. Герман Греф напрямую связал резкие скачки цен на бензин в России с существующей схемой расчета налога на добычу полезных ископаемых.
Для решения этих проблем представители разных ведомств предлагали изменить НДПИ, которое рассчитывается в зависимости от мировых цен на нефть и курса рубля. Одни предлагали вообще отвязать его от цен на мировых рынках выше $40 за баррель, другие - обнулить для новых месторождений и снизить ставку налога для выработанных. Но бурная дискуссия между министерствами к конкретным налоговым послаблениям для нефтяников пока не привела и в 2006 г. они платят НДПИ по прежней схеме расчета. Однако в спор вмешался президент Путин. Он поручил МЭРТ в течение I квартала 2006 г. внести в правительство законопроекты о дифференциации налога и акцизах на нефтепродукты.
Работа над законопроектом о дифференциации НДПИ, которая велась одновременно Минфином, МЭРТ и Минпромэнерго более полутора лет, практически завершена и в марте законопроект должен поступить в Госдуму. Закон о дифференциации НДПИ должен заработать уже 1 января 2007 года, сообщил замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов. Согласно последней редакции документа налоговые каникулы для нефтяников, начинающих освоение новых месторождений, будут предоставляться не на семь лет, как планировалось ранее, а на 10-15 лет. Эксперты считают, что принятие закона положительно скажется на развитии нефтяной отрасли. В частности, нефтяные компании смогут сократить неминуемо возникающие убытки при геологоразведке и буровых работах.
Как следует из доработанной версии законопроекта, налоговые каникулы по НДПИ сроком на 10-15 лет или до достижения выработанности месторождения до 20% будут предоставляться компаниям, начинающим освоение новых участков. При этом действие льготного периода налогообложения сроком на десять лет будет начинаться с момента выдачи эксплуатационной лицензии, а на 15 лет - с момента выдачи лицензии на разведку и добычу нефти. Ранее Минфин настаивал на том, чтобы налоговые каникулы предоставлялись компаниям лишь на семь лет при предельных объемах добычи от 2 до 12 млн тонн нефти для месторождений на территориях Восточно-Сибирской и Тимано-Печорской провинций, а также на континентальном шельфе. Кроме этого, в законопроекте предусмотрено снижение ставки НДПИ по выработанным более чем на 80% месторождениям. Правда, до последнего времени Минфин настаивал, чтобы понижающие коэффициенты по НДПИ устанавливались для месторождений, выработанных на 85%. Также планируется ввести понижающие коэффициенты, достигающие максимума при выработанности в 100%.
Не исключено, что льготы по НДПИ не будут предоставляться в случае, если разрабатываемое месторождение окажется "слишком эффективным". По расчетам МЭРТ, выпадающие доходы бюджета в случае принятия законопроекта составят около 50-70 млрд. руб. в год. По мнению Минфина РФ, это много.
Скорее всего, по этой причине правительство уже отказалось от идеи отвязки НДПИ от мировых цен на нефть. Выступая в Совете Федерации в начале марта, замглавы МЭРТ Кирилл Андросов обосновал это следующими доводами: "Мы посчитали, что доля НДПИ в цене бензина составляет всего 7%, таким образом, снижение налога даже в два раза даст снижение стоимости бензина всего на 3-4%". При этом, изменение действующей схемы расчета ставки приведет к необходимости перестройки всей системы администрирования НДПИ. В качестве альтернативной меры борьбы с ростом цен на горючее г-н Андросов назвал создание внутрироссийской биржи по торговле нефтепродуктами. По его словам, проект постановления правительства о запуске этой торговой площадки будет вынесен на рассмотрение кабинета министров в апреле. Несмотря на нежелание "отвязывать" НДПИ от мировых цен на нефть, тем не менее сохраняются намерения отказаться от действующей "плоской" шкалы ставки, когда размер платежа одинаков для всех месторождений и не зависит от их индивидуальных характеристик (в частности, истощенности участка и его географического расположения).
Проблема обеспечения качества топлива и технический регламент о требованиях к бензинам
По вопросу обеспечения качества топлива Олег Ашихмин сообщил, что теперь у Российского топливного союза, и Нефтяного клуба в частности, есть возможность напрямую участвовать в разработке федерального закона о качестве. В ближайшее время начнет работу специально созданная Экспертная комиссия, которая проведет анализ технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Определен состав участников комиссии, и Минпромэнерго России выпустит соответствующий приказ о начале работы экспертов. Комиссию возглавляет вице-президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, а Олег Ашихмин является одним из членов комиссии. По словам президента Нефтяного клуба, это действительно значительный успех в работе РТС. От Нефтяного клуба также есть замечания. Так, сейчас по текущей версии техрегламента, топливные операторы должны будут оборудовать все емкости для хранения нефтепродуктов на АЗС системами газовозврата с эффективностью 90%.
Ст.6, п.5 Требования безопасности, применяемые при хранении и реализации бензина, дизельного топлива и других горюче-смазочных материалов. Резервуары для хранения бензина должны быть обеспечены устройствами для улавливания паров и их возврата в виде конденсата в резервуары. Эффективность улавливания паров должна быть не менее 90% от общего количества загрязняющих веществ, поступающих из резервуара в атмосферу.

Также трейдеры должны будут оборудовать АЗС ёмкостями для сбора и хранения остатков нефтепродуктов, отработанных масел. Нефтяной клуб выступает против данного требования техрегламента.
Статья 7. Требования безопасности к утилизации бензина автомобильного, дизельного топлива и других горюче-смазочных материалов. 1. Утилизации подлежат остатки бензина автомобильного, дизельного топлива, мазута топочного, бензина авиационного, топлива для реактивных двигателей и судового топлива, образующиеся в результате разлива, вследствие аварийных ситуаций при разгрузке, зачистке резервуаров и емкостей, цистерн, наливных судов, нефтепроводов и продуктопроводов, а также другого технологического оборудования. Утилизации также подлежат отработанные масла. 2. Предприятия, осуществляющие утилизацию, должны осуществлять сбор и предварительную очистку утилизируемых нефтепродуктов с последующей их переработкой или регенерацией с целью исключения попадания нефтепродуктов в почву и водоёмы, уменьшения опасности возникновения или недопущения аварийных ситуаций. 3. Для сбора утилизируемых нефтепродуктов предприятия, производящие, транспортирующие и хранящие нефтепродукты, обязаны иметь оборудованные ёмкости для сбора и хранения остатков нефтепродуктов.

Кроме того, отметил Олег Ашихмин, топливных операторов хотят обязать через СМИ распространять информацию о классе автомобилей, использующих соответствующий бензин или дизельное топливо. По мнению экспертов Нефтяного клуба, данная мера является излишней и не относится к компетенции АЗС.
Статья 8. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей бензина, дизельного топлива и других горюче-смазочных материалов. 4. В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей бензина автомобильного и дизельного топлива, изготовители и продавцы бензина автомобильного и дизельного топлива обязаны: размещать в информационных материалах, в том числе в рекламе в средствах массовой информации и на указателях на автомобильных заправочных станциях, помимо наименования, марки бензина автомобильного и дизельного топлива и наименований соответствующих нормативных документов, которые регулируют изготовления такого бензина автомобильного и дизельного топлива, также и информацию о классе автомобилей, использующих соответствующий бензин автомобильный или дизельное топливо.

После принятия данного техрегламента в текущей версии система качества топлива полностью меняется, отойдет вопрос именно качества топлива: любой трейдер может продавать любой продукт и единственное, что он обязан - достоверно информировать население о том, что он продает. Также это топливо должно быть безопасно для окружающей среды. Как отметил Олег Ашихмин, на рынке работают серьезные компании, для которых качество топлива - серьезный вопрос. На фоне этого есть некоторые компании, которые торгуют дешевым и некачественным топливом.
Проблема лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов
Относительно проблемы лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов Олег Ашихмин сообщил, что топливные операторы здесь проиграли. МЧС требует, чтобы операторы имели лицензию на эксплуатацию АЗС как пожароопасного производственного объекта. В противном случае, компанию привлекают к административной ответственности и налагают штраф. Минэкономразвития России считает необоснованным требование лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов. Об этом говорится в письме Министерства экономического развития и торговли РФ в адрес "ОПОРЫ России". Напомним, ранее Российский топливный союз подготовил письмо в Генпрокуратуру об оспаривании вопроса отнесения АЗС к пожароопасным производственным объектам, однако ответа до сих пор не поступило. Сами топливники уже решили, что бесполезно бороться: дело о лицензировании А3С как пожароопасного производственного объекта фактически проиграно, - заявляли в Российском топливном союзе.
Несмотря на поддержку топливных операторов со стороны Минэкономразвития России, Генеральная прокуратура РФ считает, что организация, эксплуатирующая АЗС, должна иметь лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. В Прокуратуре отмечают, что в соответствии с п.29 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию эксплуатация пожароопасных производственных объектов. Согласно Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N595, под пожароопасными производственными объектами понимаются в том числе объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются), легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы. В Прокуратуре считают, что в Положении определение понятия "пожароопасный производственный объект" дано, поэтому необходимости в постановке вопроса о внесении изменений и дополнений в законодательные акты не имеется.
В связи с постоянным ростом претензий к топливным операторам со стороны МЧС, постоянных проверок на АЗС различными контрольными органами, в том числе прокуратурой, Олег Ашихмин предложил в рамках Нефтяного клуба обобщить всю информацию по данной проблеме. После этого будет составлен список документов, которые должны быть на каждой АЗС на случай проверки, а также определены полномочия чиновников на предмет требований той или иной документации.
После сбора данной информации список документов для АЗС будет опубликован на сайте http://www.au92.ru
Комментарии