Конфереция

ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" пугает Нижегородскую область отказом от сдерживания розничных цен на бензин

ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" намерено подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда Нижегородской области, оставившего без изменения решение управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области. Антимонопольный орган предписал компании вернуть в федеральный бюджет более 7 млн руб., полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства весной 2005 года. По мнению гендиректора компании Андрея Спирина, решение УФАС может стать основным препятствием на пути сдерживания розничных цен на бензин в Нижегородской области во втором квартале 2006 года, на который приходится период весенне-полевых работ. Однако участники рынка считают, что компания лукавит.
Вчера стало известно о том, что ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" подготовило исковое заявление и намерено обжаловать решение арбитражного суда Нижегородской области в апелляционной инстанции. Напомним, 22 марта арбитраж оставил без изменения решение нижегородского УФАС, в котором антимонопольный орган признал нефтяную компанию нарушившей п.1 ст.5 федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ("Запрет злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке") и предписал вернуть в федеральный бюджет прибыль в размере 7 млн 53,605 тыс. руб. 36 коп., полученную весной 2005 года в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Юристы компании настаивают на том, что действия "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта" не подпадают под действие п.1 ст.5 закона "О конкуренции:". "Перечень нарушений, указанных в статье, не является исчерпывающим и может быть дополнен любым нарушением, подпадающим под определение "действие доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта", - пояснил генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Андрей Спирин, говоря о том, чем руководствовался УФАС при принятии решения по делу. Компания настаивает на том, что прошлогоднее снижение оптовых цен на бензин было направлено на недопущение дефицита нефтепродуктов в регионе. Более того, проведенный компанией анализ, по словам Спирина, показал, что действия "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта" в части ценообразования не нанесли убытка розничным и оптовым покупателям нефтепродуктов.
Говоря об очередной рекомендации правительства РФ к нефтяной компании использовать резервы к сдерживанию цен на бензин, Андрей Спирин не исключил, что "в апреле ЛУКОЙЛ примет решение не поднимать свои розничные цены на второй квартал, на период весенне-полевых работ за исключением Нижегородской области". "Мы не можем себе этого позволить, поскольку на нас "давит" уже выписанный штраф УФАС более 7 млн руб. и риски новых более значительных санкций", - пояснил Спирин.
Между тем пресс-секретарь министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области Максим Чернов пояснил, что потребности в бензине во время посевной кампании незначительны, поскольку практически вся техника работает на дизельном топливе. Договор на поставку 11,8 тыс. т дизельного топлива по цене 15,4 тыс. руб. за тонну был заключен правительством области с ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" еще в конце февраля, и в данный момент поставки по нему уже осуществляются. Это топливо предназначено для хозяйств, своевременно подавших заявки в министерство. Говоря о бензине, Максим Чернов пояснил, что хозяйствам необходим в основном АИ-76. Однако из-за небольших потребностей и низкой цены министерство никогда не осуществляло его централизованные закупки.
В УФАС заявление Андрея Спирина о невозможности сдерживать розничные цены на бензин в Нижегородской области посчитали некорректным по отношению к себе и оценили как лукавство по отношению к жителям региона. По словам начальника отдела антимонопольного контроля УФАС Игоря Девятайкина, "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", считая решение антимонопольного ведомства необоснованным ни с экономической, ни с политической точки зрения, не торопится его выполнять. "О каком давлении со стороны УФАС может идти речь, если они собираются обжаловать наше предписание?" - удивился Девятайкин.
Игорь Девятайкин также указал на несоответствие в словах Андрея Спирина. "Он говорит о том, что ЛУКОЙЛ будет принимать решение о сдерживании розничных цен, однако и во время рассмотрения дела и в УФАС, и в арбитражном суде они неоднократно заявляли, что ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" абсолютно самостоятельно и независимо в установлении розничных цен, - пояснил он. - По этой же причине мы прекратили дело в отношении нефтяной компании ЛУКОЙЛ". По мнению антимонопольного органа, в действиях "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта" присутствует расчет на то, что "люди не видят картину целиком", а также попытка настроить общественность против антимонопольной службы.
В свою очередь независимые операторы не исключают повторения прошлогодней ситуации весной 2006 года. Однако, как пояснили они, их волнует не уровень розничных цен на бензин на заправках "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта", а разбег между оптовой и розничной ценой. По их мнению, оптимальная разница, которая позволит им работать, должна составлять 10-15%. А в прошлом году оптовые и розничные цены, по словам заправщиков, "дважды смыкались".
Из-за непредсказуемости действий "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукта" независимые заправщики вынуждены подстраховываться и заключать договора с нефтетрейдерами из других регионов. По их словам, лучше получить наценку в размере 5%, чем терпеть убытки. Однако работа с нефтетрейдерами из других регионов чревата своими трудностями - в "горячую пору" они могут прекратить отпуск нефтепродуктов. По мнению заправщиков, делая заявления о социальной направленности своих действий, "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" лукавит. По их словам, являясь вертикально интегрированной структурой, компания, терпя убытки от розничной продажи, получает прибыль в других подразделениях, которую потом просто перераспределяет. В случае повторения прошлогодней ситуации независимые заправщики намерены еще раз обратиться в антимонопольное ведомство, поскольку не видят для себя других способов защиты, а перекрывать дороги считают неприемлемым.

Дело в отношении ОАО "Нефтяная компания ЛУКОЙЛ" и двух дочерних предприятий - ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (сбытовая компания) и ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (Кстовский нефтеперерабатывающий завод) - по признакам нарушения п. 1 ст. 5 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" было возбуждено УФАС 23 мая 2005 года. Основанием для возбуждения дела послужили коллективная жалоба владельцев независимых АЗС региона на действия нефтяной компании в нижегородский УФАС и обращения некоммерческого Российского топливного союза в ФАС России. Предприниматели жаловались на то, что нефтяная компания поставила их в невыгодные условия, установив весной 2005 года розничные цены на своих АЗС ниже отпускных цен для оптовых покупателей. В результате нижегородские предприниматели, продавая бензин по ценам ниже закупочных, вынуждены были терпеть убытки. Впоследствии дело в отношении компаний ЛУКОЙЛ и "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" было прекращено, поскольку УФАС посчитало, что они не имели отношения к ценовой политике ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт".
Комментарии