Конфереция

Динамика цен на топливо в России в сентябре 2005 - марте 2006 годов

Совет директоров Российского топливного союза на прошедшем в конце марта заседании рассматривал вопрос о ситуации на рынке нефтепродуктов и ситуации с ценами на топливо. Как отметил вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, в 2005 году правительство пыталось административным путем предотвратить рост цен на нефтепродукты. На совещании осенью 2005 года у главы Минпромэнерго Виктора Христенко руководители крупных нефтяных компаний - ЛУКОЙЛа, ТНК-BP, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" - договорились ввести с 19 сентября 2005 г. мораторий на рост цен на топливо. При этом правительство сделало вид, что на эти шаги компании пошли самостоятельно, после того как за первый месяц осени потребительские цены на бензин увеличились на 7,9%.
По данным Минпромэнерго, цены на бензин и дизельное топливо с сентября по середину декабря 2005 года снизились в среднем на 4%. Нефтяные компании объясняют ценовой откат мораторием на розничные цены, который они ввели с 19 сентября до конца года под предлогом борьбы с подорожанием топлива. В то же время мораторий воспрепятствовал не столько росту, сколько более существенному снижению цен на топливо. В качестве ориентира глубины возможного падения цен можно привести данные октября 2004 года. Тогда сезонный спад достиг 10%. Введя мораторий, нефтяники фактически заморозили цены на АЗС накануне сезонного снижения, причем оптовое звено подешевело естественным образом значительно больше розницы. Действия по замораживанию розничных цен осуществлялись с определенной долей лукавства и были направлены вдогонку уже стабилизировавшейся ситуации. Небольшие потери понесли лишь компании, торгующие исключительно оптом; сырьевики с собственной розницей, наоборот, смогли увеличить общие прибыли. И уж тем более финансовых потерь от принятия моратория нефтяные компании не понесли.
Оптовые цены российских НПЗ на нефтепродукты в сентябре - декабре 2005 года, руб./т
Оптовые цены российских НПЗ на  нефтепродукты в сентябре - декабре 2005 года

С приближением новогодних каникул снижение цен сопровождалось нарастающими предсказаниями о том, что уже 1 января цены на заправках взлетят на 10-15%. За десять выходных дней ценники не изменились. И только в середине января вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун заявил, что компания сохранит мораторий "на ближайшее время". Собственно, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов еще в конце 2005 года заметил, что дальнейший рост бензиновых цен как произойдет как минимум на величину планируемой на 2006 год 11-процентной инфляции. Заявление ЛУКОЙЛа о том, что он сохранит мораторий по ценам на бензин, отчасти разрядило напряженное ожидание после формального истечения сроков моратория.
Оценка роли, которую сыграли органы государственной власти в установлении моратория на розничные цены, в частности Минпромэнерго, была дана еще в сентябре 2005 года заместителем руководителя ФАС России Анатолием Голомолзиным. Он заявлял о том, что в этом конкретном случае, ведя переговоры с нефтяными компаниями, "органы власти не стали участниками каких-либо соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству". Действительно, антимонопольное законодательство допускает в исключительных случаях действия по искусственному сдерживанию цен в тех случаях, когда положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Однако установленный с одобрения антимонопольных органов мораторий на розничные цены использовался и в иных целях, отмечают в Российском топливном союзе. Так, ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" не заморозило цены на оптовом секторе. Это привело к тому, что с розничного рынка начали вытесняться независимые автозаправочные станции, поскольку они оказались не в состоянии конкурировать с АЗС, принадлежащими "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукту". Именно в силу эти причин Нижегородское теруправление признало дочернее предприятие "ЛУКОЙЛа" нарушившим антимонопольное законодательство и выдало предписание совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции. В соответствии с предписанием антимонопольного органа, "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" должно устанавливать одинаковую надбавку на топливо как для своих АЗС, так и для АЗС других компаний. В УФАС были уверены, что разница между ценой на топливо на нефтебазе "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" и его АЗС не должна устанавливаться меньше той торговой надбавки, которая существует для независимых продавцов топлива. Нижегородское УФАС установило, что в результате противоправных действий ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" получило незаконный доход в сумме более 7 млн. рублей, в связи с чем компании было предписано перечислить эти средства в федеральный бюджет. Критическая ситуация в этом отношении отмечалась и в Кемеровской области, где положение независимых владельцев АЗС помимо ценовых действий Сибнефти усугублялось еще и нерыночной позицией областных властей по административному сдерживанию цен.
Однако со второй половины января наметился существенный рост оптовых цен на нефтепродукты. Основным стимулом этих процессов явился возобновившийся рост мировых цен на нефть. Российская Urals с начала года подорожала на 8,3% до $57,94 за баррель. Соответственно, выросла и ее внутренняя цена. Если в декабре нефть с поставкой в январе продавалась в среднем по 5600 руб./т, то на февральские партии продавцы заявили цены уже на уровне 7500-8000 руб./т. К этому времени на оптовом рынке еще наметились признаки дефицита топлива. Да и производители захотели компенсировать потери от снижения цен в конце прошлого года. С октября по декабрь включительно дизельное топливо подешевело на 3,5%, бензин АИ-80 - на 6,5%, АИ-92 - на 7,4% и АИ-95 - на 7,5%. В повышении цен сыграл свою роль и рост с начала года цен на продукцию и услуги естественных монополий. К середине февраля оптовые цены возросли в сравнении с уровнем декабря в среднем на 2000 руб./тонну. Поэтому ожидалось, что вслед за оптовыми незамедлительно двинутся вверх и розничные цены на бензин, но это не произошло. Ввиду интенсивного снижения оптовых цен на нефтепродукты у владельцев АЗС сохранился хороший запас доходности бизнеса и они не стали торопиться с повышением цен.
Оптовые цены российских НПЗ на нефтепродукты в январе - марте 2006 года, руб./т
Оптовые цены российских НПЗ на  нефтепродукты в январе - марте 2006 года

Наметившийся рост оптовых цен на нефтепродукты обострил внимание властных структур всех уровней к необходимости принятия мер по их стабилизации. В Совет Федерации по возобновившейся проблеме поступили обращения из Республики Удмуртии, Красноярского края, Приморского края, Курганской и Кемеровской областей.
Непосредственно нефтяников стали обвинять в нарушении неформального ценового перемирия с правительством. Ввиду непринятия в течение 2 последних лет реальных мер по предотвращению роста цен, депутаты Госдумы пригласили для объяснений министров экономического блока правительства РФ. Глава МЭРТ высказался в том плане, что не видит "никаких экономических оснований для роста цен на бензин, кроме разве что неумеренных аппетитов нефтяных компаний. Правительство пошло навстречу компаниям и отказалось от индексации акцизов, а взамен получило увеличение цен на оптовом рынке. Нефтяники хотят получать на внутреннем рынке такие же прибыли, как и на внешнем, но таким образом они вынудят нас ввести госрегулирование", - заявил Герман Греф. На рост мировых цен на нефть в этот период министр внимания не обратил.
Одновременно исполнительная власть возобновила интенсивное моральное давление на топливный рынок. Начались разговоры о том, что МЭРТ готовит законопроект, который бы позволил административно регулировать цены на топливо. Документ "увидит" свет, если нефтяники начнут повышать цены на бензин слишком быстро. Далее стало известно, что МЭРТ анализирует экспортные контракты, по которым нефтяные компании вывозят нефть за границу. Чиновники заподозрили, что разница между декларируемой на таможне и реальной биржевой стоимостью сырья доходит до $13-15 и начали заявлять, что этим может заинтересоваться прокуратура. В Совете Федерации пришли к выводу, что правительство саботирует борьбу с ростом цен на горюче-смазочные материалы. Правительством до настоящего времени не приняты меры по усилению ответственности хозяйствующих субъектов за картельные соглашения и злоупотребление доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов. Кроме того, так и не решен вопрос дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых. При этом приняли постановление, в котором потребовали от правительства ввести госрегулирование цен на бензин, хотя конкретных механизмов такого регулирования не представили.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев настаивает на том, что реализация национального проекта по развитию агропромышленного комплекса может быть сорвана из-за роста цен на дизельное топливо. В качестве одной из мер для сдерживания роста цен правительство планирует вернуть систему взимания акцизов только с нефтеперерабатывающих заводов. Введенная в 2003 году и изначально резко критикуемая субъектами топливного рынка система взимания акцизов с конечного продавца оказалась неэффективной и привела к созданию перекосов в распределении доходов между регионами. Сегодня регионы напрямую получают 10%, еще 50% от взимаемых акцизов перераспределяется через федеральное казначейство, а 40% непосредственно зачисляются в федеральный бюджет. Поэтому, считают в правительстве, эту деформацию необходимо скорректировать. Для стимулирования рынка нефтепродуктов также необходимо отменить импортные пошлины на бензин. В МЭРТе также считают необходимым провести дополнительные переговоры с нефтяными компаниями для обеспечения согласованной динамики цен на бензин и дизтопливо.
Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин выступил с идеей, которая, по его мнению, позволит временно заморозить цены на бензин. Это предлагается сделать за счет повышения экспортной пошлины на нефтепродукты. В ФАС полагают, что увеличение размера пошлин на нефтепродукты в период повышенного спроса (весной и осенью) должно опережать рост пошлины на сырую нефть, которая в этот период увеличатся со 160,6 до 186,4 доллара за тонну. Повышение будет действовать с 1 апреля по 31 мая - на период посевной, когда цены на ГСМ традиционно растут. Соответствующие предложения направлены в МЭРТ.
Вместе с этим в середине марта выросли розничные цены на моторное топливо выросли в Санкт-Петербурге (на 40-50 коп), Пскове (в среднем на 20 коп). Саратове (на 50 коп.) и в других городах. В среднем рост составил 3-4%. Рост цен объясняется весенним увеличением спроса на нефтепродукты, а также предстоящей остановкой ряда НПЗ для производства профилактических работ.
В качестве превентивной меры и стабилизации ценовой ситуации премьер-министр М. Фрадков 27 марта провел встречу с руководителями нефтяных компаний ("Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Лукойл", "Славнефть", "ТНК-ВР", Сибнефть". "Башнефть" и Русснефть"). Во встече также участвовали главы Минпромэнерго - В.Христенко, Минсельхоза - А.Гордеев, ФАСа - И.Артемьев и зам.министра финанасов С.Шаталов. Была высказана обеспокоенность правительства в связи с проявившимися в 1-м квартале текущего года тенденциями к росту цен. В связи с этим М.Фрадков попросил нефтяников придержать цены на нефтепродукты с тем, чтобы негативно не повлиять на ситуацию с инфляцией и не вызвать осложнений в период весенних посевных работ.
Однако в Лукойле официально заявили, что цены удерживать не будут: "Мы подготовили свои аргументы и надеемся, что они будут услышаны. А цены начнут расти с 1 апреля - независимо от итогов встречи". Независимые топливные операторы расценили это как провокацию и не отреагировали аналогичным повышением цен на топливо. Как отмечает вице-президент РТС Евгений Аркуша, рыночная ситуация не диктует рост цен - они, напротив, должны снижаются. Так, с конца февраля оптовые цены российских НПЗ постоянно снижаются.
Комментарии