Конфереция

Российский топливный союз обсудил проблемы качества бензина и дизельного топлива

Вопрос качества моторного топлива - бензина и дизельного топлива - становится с каждым годом все более актуальным, поскольку это один из главных факторов экологической безопасности, влияющий на здоровье людей. Этот вопрос рассматривался на прошедшем в конце марта заседании совета директоров Российского топливного союза. В ближайшее время представители РТС в рамках Минпромэнерго также примут участие в экспертизе технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Минпромэнерго внесло 30 декабря 2005 года на рассмотрение в правительство России специальный технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам". Документ, который в будущем должен стать федеральным законом, предусматривает внедрение более жестких экологических показателей для топлив и призван улучшить экологическую обстановку в мегаполисах. По данным Минпромэнерго, доля выбросов автотранспорта в общем объеме загрязнения атмосферного воздуха крупных городов составляет по стране 43% и непрерывно растет. Регламент устанавливает обязательные требования на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателям экологической безопасности, соответствующим нормам ЕС. Как предполагает проект, в России будет производиться лишь топливо, соответствующее нормам Евро-2, а затем - Евро-4 (отличается от Евро-2 еще более низким содержанием вредных примесей - серы, бензола и свинца). При этом стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. После вступления в силу регламента производить бензин ниже АИ-92 (соответствует Евро-2) запрещается. Для полного перехода на Евро-4 сроки не установлены. Пока в России ездят машины с двигателями нормы Евро-2 и ниже, производство и отпуск бензина стандарта Евро-2 ограничиваться не будет.
Кроме того, в октябре 2005 года правительство РФ уже утвердило технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ". Он предусматривает введение с апреля 2006 года для всех двигателей нормы Евро-2, с января 2008 - Евро-3 и с 2010 года - Евро-4. Производство старой техники, не удовлетворяющей его требованиям, будет запрещено.
Согласно реформе техрегулирования, осуществляемой с июля 2003 года, за государством остается только контроль безопасности продукции. Контроль качества продукции в России передан на рынок и должен осуществляться саморегулируемыми организациями. По данным Ростехрегулирования, число выдаваемых обязательных сертификатов постепенно сокращается и они заменяются добровольными сертификатами. Оценкой соответствия той или иной продукции стандартам качества занимаются теперь аккредитованные частные организации. На 1 января 2006 года в России зарегистрированы 1121 орган по сертификации и 2515 испытательных лабораторий.
В конце февраля МЭРТ внесло в правительство предложение по отмене импортных пошлин на технологическое оборудование более чем по 700 позициям. В списке представлены и основные виды оборудования, необходимого для нефтеперерабатывающей промышленности. Таким образом, министерство приступило к практической реализации своей программы по стимулированию качества бензина в РФ.
МЭРТ рассчитывало решить вопрос об отмене пошлин на оборудование к 1 января 2006 года. Однако потом объяснило задержку с внесением данного постановления в правительство тем фактом, что снижение этих пошлин необходимо было увязать с переговорным процессом по присоединению РФ к ВТО. Желающие могут воспользоваться девятимесячным "окном", которое нефтяным компаниям собирается предоставить государство, не только при модернизации действующих НПЗ. Компании, решившиеся на создание новых НПЗ, могут закупить часть необходимого оборудования, еще не приступив к строительству. Поступить подобным образом намерена "Татнефть". Компания приступила к сооружению на территории Татарстана нефтехимического комплекса общей стоимостью $3,2 млрд, из которых примерно $1,5 млрд составят затраты на импортное оборудование.
"ЮКОС" собирается направить на модернизацию и обустройство своих НПЗ более $280 млн., в том числе $58 млн. - на развитие и поддержку Ангарской нефтехимической компании, которая в 2005 году переработала 8,3 млн. тонн нефти при проектных мощностях 20 млн. тонн нефти. Стоит заметить, что других заметных проектов в нефтепереработке запланировано на текущий год не так уж и много. "ЛУКОЙЛ" вложит в развитие производства на Волгоградском НПЗ около $107 млн. и $5,2 млн. направит на модернизацию установки каталитического риформинга на Ухтинском НПЗ. "Русснефть" направит $21 млн. в развитие Краснодарского НПЗ. Также Хабаровский НПЗ (входит в НК "Альянс") продолжит реализовывать программу модернизации производства стоимостью $250-300 млн. "Роснефть" в течение ближайших трех лет хочет увеличить переработку нефти на Туапсинском НПЗ с 4 до 12 млн. тонн, а ТНК-ВР за 3-5 лет обещает выйти на производительность в 17 млн. тонн в год на Рязанском НПЗ с нынешних 14-14,5 млн. тонн.
В феврале 2006 года ЛУКОЙЛ начал производство бензина соответствующего требованиям европейского стандарта Евро-3, что стало возможным в результате пуска в эксплуатацию блока изомеризации установки каталитического риформирования бензинов на нефтеперерабатывающем заводе ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (Нижегородская область). Объем производства бензина по стандартам Евро-3, будет достигать 50 процентов от общей выработки автомобильных бензинов на предприятии.
28 февраля 2006 года Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела круглый стол "Обеспечение качества, ценообразования моторного топлива и создания альтернативных видов моторного топлива в Российской Федерации: организационные, правовые и экономические аспекты". Совет Федерации готовит проект закона, призванного регламентировать контроль за качеством моторного топлива. Законопроект предусматривает ужесточение ответственности за производство и продажу некачественного топлива, принятие технических регламентов относительно альтернативных видов топлива. Также данный законопроект предлагает некие меры, которые позволят установить более прозрачные правила ценообразования на бензин. Участники рынка неоднозначно оценивают эту инициативу. В ходе круглого стола МЭРТ представило свои предложения по законодательному регулированию качества топлива, которые сводятся к стимулированию производства более качественного топлива. На основе вывода об отсутствии взаимосвязи между ростом оптовых и розничных цен на топливных рынках предложения заключаются в установлении дифференцированной ставки акциза. В настоящее время различная величина акциза установлена для трех категорий топлива: бензина с октановым числом до 80 включительно, бензина с более высоким октановым числом и дизельного топлива. МЭРТ предлагает ввести внутри этих категорий классы. Например, базовая ставка для 92-го - 98-го бензинов сейчас составляет 3629 руб. за тонну. МЭРТ предлагает ввести внутри этой категории три класса с разной величиной акциза - 3629, 3520,1 и 3414,5 руб. за тонну. Размер акциза будет снижаться в соответствии с содержанием серы, свинца и прочих примесей в бензине. Чем меньше их содержание, тем меньше акциз. Таким образом МЭРТ намерено стимулировать производство более качественного бензина.
Минфин не планирует индексировать акцизы на нефтепродукты в 2007 году и предлагает перенести уплату акцизов с АЗС на НПЗ, т.е. вернуться к более простой схеме взимания акциза, действовавшей до 2003 года. Однако саму формулу перераспределения акцизов по регионам через федеральный бюджет в Минфине хотят оставить без серьезных изменений.
Другие участники круглого стола настаивали на введении более жестких административных мер, вплоть до уголовной ответственности. Министр правительства города Москвы, руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Леонид Бочин, основываясь, по его мнению, на положительном опыте г. Москвы, настаивал на введении уголовной ответственности за торговлю некачественным бензином. По его информации, в ходе проверок качества топлива в г. Москве на 1/3 автозаправочных станциях города оно не соответствует требованиям экологической безопасности. Одной из причин этому Леонид Бочин считает отсутствие в субъектах Российской Федерации законодательной базы, позволяющей наказывать продавцов и производителей топлива. На сегодняшний день максимально возможные штрафные санкции составляют 200 тысяч рублей. Леонид Бочин убежден, что за продажу фальсифицированного топлива необходимо вводить уголовную ответственность. Однако предлагаемые меры противоречат принципам проводимой реформы технического регулирования, в связи с чем уже принятые решения в Москве опротестованы Московской топливной ассоциацией. Такие действия поддержаны Минпромэнерго и прокуратурой Москвы.

По данным Минпромэнерго, основа российской нефтепереработки представлена 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. Сегодня в России в основном используется топливо стандартов "Евро-1" и "Евро-2", потребление которого составляет 75%. Доля бензина стандарта "Евро-3" составляет лишь около 5% и к 2008 году планируется увеличить ее до 50%. Пока бензин стандарта евро-3 выпускает только три НПЗ и то, в небольших объемах. Однако из всех НПЗ только половина обладает оборудованием, способным увеличить глубину переработки. Остальным заводам нужна модернизация, причем основных установок. Из-за низкой глубины переработки нефти (в среднем по отрасли 70%) Россия не может поставлять более ценные нефтепродукты на мировой рынок. Для сравнения: среднеевропейский уровень глубины переработки вплотную приближается к 90%.
Комментарии