Конфереция

Депутаты провели слушания по проблеме пассажирских маршрутных перевозок в Петербурге

В Мариинском дворце 31 марта состоялись депутатские слушания на тему "Проблемы пассажирских маршрутных перевозок в Санкт-Петербурге", организованные постоянной комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. На слушаниях с докладами выступили председатель комитета по транспорту Александр Дацук, председатель Ассоциации независимых перевозчиков Татьяна Кутовая, генеральный директор ООО "КРОСС" Александр Коваленко, начальник отдела международной, правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга и Ленобласти главного управления Минюста РФ по СЗФО Марина Лемехова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов прокуратуры Санкт-Петербурга Наталья Попова.
В списке приглашенных на депутатские слушания следующие организации: ГУП "Пассажиравтотранс", ООО "Балтикстар", ЧП "Каретников", производственный кооператив "Корма-РАФ", ООО "Шик", ООО АТП "Светлана", ООО "Легион", ООО "Альфа Санкт-Петербург", ЧП "Бегиашвили", ООО "Орион", ООО "Транссервис", ООО "Царскосельское транспортное предприятие", АТП, ЧП "Юрепин", ЗАО "Маршрутное такси", ООО "Блок плюс", ЧП "Арокин", "Кампания С.В.С.", ООО "Сеть пассажирских перевозок".
Открывая слушания, председатель комиссии Михаил Амосов сказал, что данные слушания проводятся для того, чтобы прояснить создавшуюся в области городских перевозок ситуацию, собрать информацию для депутатов, выработать возможные рекомендации заинтересованным в процессе организации перевозок сторонам. Он особо отметил, что в ходе слушаний конкретных решений депутатами принято не будет.
С первым докладом выступил председатель комитета по транспорту Александр Дацук, который по просьбе депутата Амосова, рассказал о целях проводимого конкурса и ответил на вопросы депутатов.
В частности, он сказал: "Главная цель проводимой транспортной реформы - повышение качества услуг пассажирских перевозок, главным образом, автобусных перевозок. Конкурс дал возможность администрации города получить дополнительные внебюджетные инвестиции в этот вид деятельности и улучшить обстановку на социальных маршрутах. На сегодня эта цель частично достигнута. На маршруты выходит 360 единиц подвижного состава, который увеличился более чем на 200 единиц на социальных перевозках. Т.е. на каждом маршруте произошло увеличение транспортных единиц от 20 до 100%, что сказывается на сокращении интервалов движения. Такие результаты для социальных перевозок наиболее важны, поскольку здесь всегда присутствует большой пассажиропоток, действует регулируемая стоимость проезда, предоставляются льготы отдельным категориям граждан.
14 компаний, которые прошли предквалификационный отбор отвечали требованиям безопасности движения и технического состояния подвижного состава. Поскольку конкурс проводился во второй раз, были учтены все недостатки. Мы действовали строго в рамках правового поля. По итогам конкурса 6 компаний получили право обеспечивать перевозки. На сегодняшний день многие из них уже осуществляют перевозки на маршрутных линиях. 1 апреля, согласно договорам, заключенным с комитетом по транспорту, все победившие компании должны официально перейти на маршруты. Это 326 автобусов компаний победителей. Передача маршрута от одного перевозчика другому - это сложный технологический процесс, поэтому выход на маршруты специально будет осуществлен в выходные дни, когда пассажиропоток не так велик. К понедельнику победившие компании должны работать на маршрутах с максимальным исполнением. Сейчас у нас работает 100 линейных контролеров, которые следят за качеством эксплуатируемых автобусов на линии. Кроме того, мы ведем постоянный мониторинг: создана специальная служба, которая принимает жалобы от населения".
Отвечая на вопросы депутатов, Александр Дацук сказал, что для конкурса были отобраны те маршруты, которые имели наименьшую социальную значимость - все ключевые маршруты, городские артерии, ведущие к вокзалам и т.д., остались за рамками конкурса, т.е. за ГУП "Пассажиравтотранс", который имеет 80-летний опыт осуществления городских перевозок, но, имея на момент проведения конкурса задолженность перед бюджетом, в конкурсе не участвовал. Относительно того, что делать проигравшим перевозчиком, Александр Дацук предположил, что они могут принять участие в последующих конкурсах, проводимых комитетом по транспорту. В частности, в ближайшее время планируется выставить на конкурс коммерческие маршруты, которые обслуживались ГУП "Пассажиравтотранс", а также будет конкурс и на всю социальную сеть ГУП "Пассажиравтотранс", в котором последний также будет участвовать на общих условиях. "Но это будет зависеть от того, как будет работать существующая сеть", - подчеркнул Александр Дацук. Кроме того, проигравшие перевозчики, по словам Александра Дацука, могут работать с победителями по системе подрядных договоров.
Оппонентом Александра Дацука в слушаниях выступила председатель Ассоциации независимых перевозчиков, генеральный директор проигравшей компании ООО "Балтикстар" Татьяна Кутовая. Она говорила о том, что конкурс проводился только в рамках распределения социальных маршрутов, а коммерческие маршруты, по условиям конкурсной документации, распределялись путем "дополнительной работы". "Однако, в законе Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" от 19 января 2000 года говорится, что социальные маршруты могут распределяться вне конкурса, а коммерческие только через конкурс", - отметила Татьяна Кутовая. Она подчеркнула, что выигравшие перевозчики не могут обеспечить всю маршрутную сеть, кроме тех маршрутов, на которых они уже работали, и предположила, что 1 апреля, если проигравшие перевозчики не выйдут на маршруты, город может "встать", как это случилось 28 марта.
Фактически, проигравшими в конкурсе компаниями был осуществлен шантаж города путем невыхода на маршруты около 300 единиц техники, в результате которого образовались очереди из пассажиров. Свои проблемы перевозчики опять попытались решить за счет горожан. Однако, недостаток автобусов был быстро компенсирован подвижным составом ГУП "Пассажиравтотранс" и компаниями-победителями, отдельные из которых вышли работать на маршруты еще в феврале. В целом, срыва работы транспорта не произошло, а проигравшие компании через несколько часов вывели свои автобусы на линии, хотя, не продлив договора с комитетом по транспорту, должны были их уже освободить. Отметим, что автобусы, не прошедших конкурс компаний, работают в основном на высокорентабельных маршрутах. Транспорт же победивших компаний обслуживает как коммерческие, так и социальные маршруты.
Отметим также, что вопреки прогнозам Татьяны Кутовой, 1 апреля город не "встал", выход на маршруты компаний-победителей произошел последовательно, без срывов, и пассажирские перевозки осуществлялись в привычном режиме. На сегодняшний момент число проигравших перевозчиков, входящих в ассоциацию перевозчиков составляет 22 компании - это 2080 единиц малой и средней техники и 350 единиц крупной техники. По словам Татьяны Кутовой, сегодня 80% этой техники стоит без эксплуатации и ждет решения суда. Однако, как ранее сообщали сами проигравшие перевозчики, результатов конкурса они не признают и продолжат работать без пролонгации договора с комитетом по транспорту, имея в наличии только лицензию, поэтому несмотря на то, что большая часть техники должна была уйти с маршрутов, продолжает работать на них до сих пор.
Отметим, что завтра, 5 апреля, Законодательное собрание Петербурга рассмотрит законопроект, который предусматривает административную ответственность перевозчика за работу на маршруте без договора с городом. Документ прописывает штрафные санкции для юридических лиц до 100 тыс. руб. В случае принятия закона депутатами и вступления его в силу, у водителей автобусов будут требовать документы, подтверждающие, что их деятельность согласована с победителями конкурса. Как сообщил Au92 первый заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов, новая редакция закона должна быть принята в середине апреля.
Поскольку у темы пассажирских маршрутных перевозок в Санкт-Петербурге присутствуют юридические аспекты, в депутатских слушаниях приняли участие представители Минюста РФ по СЗФО и прокуратуры Санкт-Петербурга.
В частности, с докладом выступила начальник отдела международной, правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативно-правовых актов Санкт-Петербурга и Ленобласти главного управления Минюста РФ по СЗФО Марина Лемехова. Она рассказала о том, что относительно закона Санкт-Петербурга "О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге" от 19 января 2000 года еще в апреле 2005 года была проведена правовая экспертиза, которая выявила несоответствие данного закона федеральному законодательству и Конституции РФ. "При проведении правовой экспертизы закона выяснилось, что статьи 3,4,5,6,7 противоречат действующему законодательству. Так, например, ст. 4 запрещает осуществление предпринимательской деятельности вне установленных администрацией Санкт-Петербурга маршрутов. Т.е. перевозчики должны согласовывать свои маршруты с администрацией. Ст. 6 предписывает организацию конкурса на право осуществления коммерческих перевозок, чего не было заявлено в конкурсной документации", - сообщила Марина Лемехова. Однако, в комитете по транспорту считают, что объявление конкурса на коммерческие перевозки в конкурсной документации звучит явно.
На вопрос депутатов, готово ли ведомство Минюста РФ по СЗФО провести юридическую экспертизу конкурсной документации, Марина Лемехова ответила, что, согласно процедуре, для этого необходим запрос из органа государственной власти, и если такой документ будет предоставлен, юридическая экспертиза конкурсной документации будет проведена.
Завершающим выступлением в депутатских слушаниях стал доклад старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов прокуратуры Санкт-Петербурга Натальи Поповой. Она рассказала о проведенных прокуратурой проверках, выявленных нарушениях, в частности, о том факте, что на конкурс не были вынесены коммерческие маршруты. 13 марта прокуратура Петербурга вынесла вице-губернатору Олегу Виролайнену предписание, указав на факты нарушения закона в ходе конкурса на право осуществления пассажирских перевозок. В течение месяца, не позднее 13 апреля, в прокуратуру должен быть предоставлен ответ о принятых мерах по исправлению нарушений. Вероятно, что планируемое объявление о конкурсе на коммерческие маршруты ГУП "Пассажиравтотранс", в котором смогут принять участие проигравшие перевозчики, и станет одной из мер.
По окончании слушаний депутат Михаил Амосов сообщил собравшимся, что если депутатами будет принято единое согласованное заключение, оно будет направлено всем заинтересованным сторонам.
Комментарии