Конфереция

ЛУКОЙЛ предложил механизмы налогового управления для стабилизации цен на нефтепродукты

ОАО "ЛУКОЙЛ" предлагает использовать механизмы налогового управления для стабилизации цен на нефтепродукты. Об этом заявил президент компании Вагит Алекперов, выступая на заседании правительственной комиссии по вопросу "О состоянии и перспективах развития внутреннего рынка углеводородного сырья и продуктов его переработки, включая нефтехимическую промышленность". По словам В. Алекперова, действующее налоговое законодательство сдерживает реализацию инвестиционных проектов в нефтепереработке. Налоговая нагрузка прямо пропорциональна качеству выпускаемой продукции, что обесценивает усилия по модернизации НПЗ.
1. В связи с этим, компания предлагает для компенсации выпадающих доходов бюджета ввести единую экспортную пошлину на все нефтепродукты в размере не более 90% от экспортной пошлины на нефть. Изменение ставки НДПИ и экспортной пошлины на нефтепродукты позволит снизить внутренние цены на 15-20%. Кроме того, эти меры позволят сократить экспорт "темных" нефтепродуктов, что положительно скажется на ценовом дифференциале между сортами нефти Urals и Brent.
2. В целях стимулирования реконструкции российских НПЗ необходимо изменить принцип формирования акцизов на нефтепродукты и установить обратную зависимость между качеством топлива и уровнем налогообложения.
3. Введение льготного налогообложения прибыли, направляемой на реконструкцию нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, а также приближение к мировым стандартам механизмов начисления амортизации.
В тоже время В.Алекперов отметил, что административное регулирование внутренних цен может быть эффективно лишь на коротком промежутке времени. Он напомнил, что за последние полтора года "ЛУКОЙЛ" дважды объявлял "мораторий" на повышение розничных цен в декабре 2004 г. и в сентябре 2005 г., но в каждом случае компания отказывалась от него под давлением Федеральной антимонопольной службы.
Структура цены нефтепродуктов
Как отметил В.Алекперов, доходы от реализации нефти и нефтепродуктов распределяются следующим образом: 54% составляют налоговые выплаты, 27% - операционные и капитальные затраты, 11% - затраты на транспортировку и 8% - прибыль акционера. При этом доля государства в доходах от реализации нефти и нефтепродуктов достигает 65%. В свою очередь доля управляемых производителем затрат не превышает 15%. Остальные затраты сформированы налоговой и тарифной политикой государства.
В структуре цены нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке, налоговая составляющая достигает 59%. Причем налоговая нагрузка растет значительно быстрее затрат, что связано с "привязкой" налога на добычу полезных ископаемых к мировым ценам на нефть.
Затраты, в свою очередь, увеличиваются под воздействием опережающего роста цен на потребляемые компаниями ресурсы. Начиная с 2000 г., цены на металлопродукцию, а также тарифы на электроэнергию, железнодорожный и трубопроводный транспорт выросли в 3 - 4 раза. В докладе подчеркивается, что в России доля затрат в конечной цене нефтепродуктов значительно выше, чем в других развитых странах. Это связано с тем, что выход светлых нефтепродуктов на российских НПЗ составляет 48%, в то время как в Европе - 68%, в США - 75%.
Комментарии