Конфереция

Заседание правительства по вопросам нефтепереработки. ЛУКОЙЛ: качественный бензин никому не нужен

Премьер Михаил Фрадков решил, что проблем в энергетической сфере "накопилось достаточно" и не стоит больше затягивать с их обсуждением. А потому в минувшую пятницу он провел первое заседание правительственной комиссии по вопросам ТЭК, которую сам и возглавил. Для старта определили не самую спорную с точки зрения политической и экономической тему: состояние дел в нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. И вполне значимую, так как вклад данных отраслей в прирост ВВП составляет 0,5%.
Открывая заседание, Михаил Фрадков пояснил, что "излишне распространяться на предмет важности создания подобной комиссии". А главное в разрешении проблем ТЭК - "объединить усилия государственных структур, науки и бизнеса". Непосредственное единение началось с выступления куратора ТЭК, министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Он так четко охарактеризовал состояние дел в отрасли, что ни у заместителя министра экономического развития Кирилла Андросова, готовящегося выступить с содокладом, ни у нефтяных боссов, широко представленных на заседании, не возникло замечаний и каких-то существенных добавлений.
Как добиться увеличения инвестиций в разработку новых месторождений и в рост нефтедобычи
Премьер предложил не упиваться досужими разговорами про богатство "нефтянки" и списки нефтяных магнатов в рейтинге миллиардеров журнала "Форбс". Сейчас же, по мнению Фрадкова, необходимо понять, почему мы уступаем Западу в сфере нефтепереработки. И что сделать, чтобы ситуацию кардинально изменить. Как добиться увеличения инвестиций в разработку новых месторождений и, соответственно, в рост нефтедобычи.
Конкретных предложений, по сути, было два. И все с ними практически согласились. Это, во-первых, дифференциация налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от степени выработанности месторождений. И во-вторых, взимание акцизов на продукты нефтепереработки в зависимости от ее глубины (т.е. качества бензина). Звучали также предложения по стимулированию биржевой торговли нефтепродуктами, по отмене фиксированной цены на сжиженный газ.
И все-таки самым главным нефтяники сочли скорейшее введение дифференцированного НДПИ - к 1 декабря 2006 года. А также обратили внимание премьера на то, что планируемое властями введение "налоговых каникул" при разработке новых месторождений нужно детальнее описать в законе. Когда каникулы начинаются - с момента разработки, получения лицензии или с момента вступления в силу самого закона. Если третий вариант, то, по словам нефтяников, послабления их коснутся не на 10-15 лет, а всего на 2-3 года. Что для серьезных инвестпроектов бессмысленно.
Глава к ЛУКОЙЛа: качественный российский бензин не нужен ни России, ни Западу
При обсуждении выявилось некое внутреннее противоречие между состоянием дел в нефтепереработке и общим состоянием дел в экономике. "Выжатая" за перестроечные годы своими новыми хозяевами нефтеперерабатывающая промышленность сегодня действительно нуждается в модернизации, а значит, и в инвестициях. Государство, давая некие налоговые послабления, может привести в итоге к повышению качества и конкурентоспособности нефтепродуктов. Но тут и начинается противоречие, о котором поведал членам комиссии глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов. На Западе наш высокооктановый бензин не нужен, потому что у них своя переработка - еще более высокооктановая. Им нужна либо сырая нефть, либо дешевые нефтепродукты, как раз без глубокой переработки. На внутреннем рынке "супер-пуперпереработанные" нефтепродукты также не нужны ввиду отсутствия покупательной способности. Приучать народ насильно ездить на Евро-4 или Евро-5, конечно, можно, но у нас и БМВ с "Лексусами" отлично "едят" 95-й бензин, а то и 92-й.
И далее по кругу: на Западе не нужно, внутри и так хорошо. Алекперов привел убийственную цифру: у нас из тонны нефти получают 140 литров бензина, а в США - до 400 литров. Причем цена нашего бензина становится все выше и выше, вне зависимости от глубины переработки. А потому важно не только, какие льготы получит "нефтянка", но и как они будут использованы.
Нефтяные командиры не обошли вниманием и инвестиционный фонд. Услышав, что среди проектов, претендующих на выделение денег из "грефовской копилки развития", есть Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод, глава "Роснефти" Сергей Богданчиков выразил желание поучаствовать. Как госкомпания. Но тут Христенко решил то ли оттенить ситуацию, то ли смело пошутить. "Да вы почти частная компания, а если в инвестфонд войдете, станете совсем частной", - заметил министр.
Комментарии