Бизнес и власть обсудили проблемы российских нефтеперерабатывающих заводов

В пятницу заседала правительственная комиссия по ТЭК. После того как два года назад Дмитрий Козак ликвидировал большинство правительственных комиссий, это было первое заседание появившейся в декабре 2005 года комиссии под председательством премьера. Выяснилось, что ТЭК в нынешнем виде исчерпал все ресурсы роста. "Глубина нефтепереработки составила в 2005 году 71,3%. Это в 1,3 раза ниже, чем в США и Западной Европе", - разгласил страшную тайну российского ТЭК министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Отставание от Запада объясняется просто - 20 из 27 российских нефтеперерабатывающих заводов работают по 40-50 лет. Большая часть НПЗ в России сосредоточена в Поволжье и на Западном Урале, что далеко как от центров потребления продуктов нефтепереработки, так и от экспортных потоков нефти.
Правда, европейским потребителям не особенно нужны нефтепродукты из России - там много своих НПЗ. В России рост нефтедобычи падает, значит, сосредоточиться при прочих равных условиях надо на более глубокой переработке уже имеющейся нефти.
Однако в российские НПЗ нефтяные компании практически ничего не вкладывают. Внутренний спрос на нефтепродукты в основном держится на бензине, соответствующем экологическим требованиям Евро-1: автомобильный парк старый, а техрегламентов на топливо до сих пор нет.
Отсутствие инвестиций в нефтепереработку российские нефтяники объясняют прежде всего налоговым законодательством. При рекордных мировых ценах на нефть у ЛУКОЙЛа, по его оценкам, налицо чистый убыток, в IV квартале 2005 года он составил 3,45 миллиарда рублей. Выручка снижается из-за небольшого падения средних рыночных цен в конце года и высокой экспортной пошлины.
Ставка пошлины действительно высока - с 1 апреля она составила 186,4 доллара за тонну нефти. Но здесь надо учитывать то, что она строго привязана к мировым ценам на нефть, так что убытков быть не должно - изымается лишь сверхприбыль от высоких цен. Да и собственно говоря, кто заставляет бизнесменов гнать сырую нефть за границу и терпеть из-за этого миллиардные убытки? Особенно когда внутри страны существует огромное поле для ведения сверхприбыльного бизнеса.
Вариантов того, как исправить положение, много. Получившие слово на заседании комиссии предприниматели объяснили правительству, что они ждут снижения налогов. Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, например, попросил дифференцировать НДПИ и ввести единую экспортную пошлину на все нефтепродукты. По его мнению, это позволит снизить внутренние цены на 15-20%.
В качестве альтернативного варианта предлагается дать компаниям инвестиционные льготы по налогу на прибыль. Правда, гарантии того, что сэкономленные деньги действительно потратят на реконструкцию заводов, у правительства нет.
Христенко, в свою очередь, считает важным поддерживать инфраструктурные проекты компаний. Например, ОАО "Татнефть" проектирует комплекс заводов в Нижнекамской промышленной зоне. По предварительной оценке, объем инвестиций составит около 4 миллиардов долларов, и МЭРТ изучает проект для финансирования из инвестфонда.
Поднимать дальше экспортную пошлину бессмысленно без пересмотра закона о таможенном тарифе, чтобы пересмотреть ее привязку к мировым ценам. Пока же заставить заправки оставить нынешние цены можно только административными методами - к ним уже прибегали осенью прошлого года и совсем недавно. В пятницу же на комиссии власть не стала жестко взывать к совести "беднеющих" нефтяников. Все предложения и чиновников, и предпринимателей уже не раз озвучивались.
Комментарии