Конфереция

Цены на топливо как инструмент шантажа: могут ли нефтяные компании не повышать цены

Цены на автомобильное топливо превращаются в инструмент шантажа. Повышая цены, нефтяные магнаты хотят добиться от Правительства России льготных условий. Нефтяные компании повышают цены на бензин и дизельное топливо. Вслед за ними растут тарифы автоперевозчиков. В конечном счете, дорожают все потребительские товары. Правительство России такой расклад не устраивает. Оно с ног сбилось в поисках путей снижения инфляции. И сдерживание роста цен на бензин - один из них. В связи с этим премьер Фрадков начал вести переговоры с нефтяниками. В начале недели состоялась первая в этом году встреча. На ней присутствовали руководители ведущих нефтяных компаний "Сургутнефтегаза", "ЛУКОЙЛа", "Славнефти", "Татнефти", "ТНК-ВР", "Русснефти", "Сибнефти", "Башнефти", "Роснефти".
По словам начальника управления информации ОАО "Роснефть" Николая Манвелова, участники совещания решили создать рабочую группу по выработке типового договора купли-продажи нефтепродуктов для селян. "После того, как данный договор будет выработан, компании вернутся к этому вопросу", - добавил Манвелов. Вопрос о сдерживании цен на топливо для колхозников всплыл не зря. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев уже давно на каждом углу кричит, что зима была холодная, и земледельцам придется пересевать погибшие посевы озимых. Это непредвиденные и большие расходы, а если к ним добавить возросшие цены на топливо, то колхозникам придется туго, и урожай в России будет значительно меньше, чем предполагалось.
Следовательно, вырастут цены на продовольствие. Инфляция ускорится, а этого Правительство боится больше всего на свете. Нефтяные магнаты это понимают, поэтому и пугают повышением цен.
"Возможность не повышать цены на топливо у нефтяников есть, - считает президент некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин. - Вопрос в другом: готовы ли они это делать". По мнению Ашихмина, нефтяные компании могут не поднимать цены, но в обмен на налоговые уступки.
По оценкам разных экспертов нефтяного рынка, львиную долю (около 60%) в цене бензина занимают акцизы на горюче-смазочные материалы, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС и прочие налоги. Особенно нефтяные компании беспокоит НДПИ. Не только из-за того, что его доля самая большая, но и потому, что он рассчитывается, исходя из мировых цен на нефть. То есть, повышение цены на нефть за пределами России на $1 приводит к увеличению НДПИ примерно на 50 рублей.
Нефтяники с конца 2005 года уговаривают Правительство пересмотреть механизм расчета этого налога. Именно его нефтедобытчики называли главной причиной роста цен на бензин в прошлом году. Осенью властям и предпринимателям удалось договориться о приостановке роста цен до весны. Возможно, нефтяники продолжали бы сдерживать цены, если бы Правительство основательно пересмотрело налоговую политику: зафиксировало НДПИ для внутреннего рынка, дифференцировало акцизы. Но пока Правительство ограничилось только тем, что не стало в 2006 году поднимать акциз на горюче-смазочные материалы, а также обещает не увеличивать ставку этого налога в 2007-2008 годах. Все остальное - без изменений.
Нефтяников это не устраивает. И они готовы взяться за старое: переписать ценник на заправках в преддверии роста спроса. В некоторых регионах бензин уже начал дорожать, причем стремительно - на 3% за неделю. Так, в Петербурге во второй половине марта на некоторых заправках "ЛУКОЙЛа" литр бензина стал дороже на 60 копеек. Отстать от лидера местного рынка побоялись и другие заправщики - "Несте" и "Фаэтон" тоже подняли цены. Вскоре эта волна может накрыть всю страну.
В апреле оптовые цены вырастут на 5%
"В течение ближайших 2-3 недель оптовые цены на топливо будут стабильны, в марте они снижались. Но во второй половине апреля спрос на бензин и дизельное топливо начнет расти из-за сезонного увеличения объема перевозок и в связи с началом посевных работ. Оптовые цены в это время подрастут примерно на 5%, а вслед за ними, недели через две, поднимутся и розничные цены", - прогнозирует аналитик по нефтяному рынку ЗАО "Верген Групп" Дамир Хальметов.
В начале этого года нефтяные магнаты начали рассуждать о грядущем дефиците топлива. Спрос, по их оценкам, опережает предложение. И лет через десять Россия начнет завозить топливо из других стран. Этой идеей заразились депутаты Госдумы. Недавно глава Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что уже в 2010 году Россия может столкнуться с дефицитом высокооктанового топлива. Причина - в отсталости отечественных перерабатывающих отраслей. Чтобы избежать позора, крупнейшей нефтедобывающей державе, по оценкам Язева, нужно потратить на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов от $15 до $30 млрд. Пока инвестиционные программы нефтяных компаний рассчитаны на более скромные суммы.
Комментарии