Конфереция

Нефтяные компании обменяли цены на НДПИ. Остановят ли увещевания рост цен на бензин?

Бензиновые цены правительство решило побороть административными методами. На совещании с руководителями восьми нефтяных компаний Михаил Фрадков призвал их "принять меры по удержанию цен на топливо в допустимых параметрах". Глава кабинета не ограничился увещеваниями, а потребовал от правительства и компаний организовать 'контроль за исполнением' мер по удержанию цен на рынке нефтепродуктов. По словам Фрадкова, правительство и нефтяники преследуют разные интересы, что, правда, не исключает взаимовыгодных договоренностей. "Начинаются весенне-полевые работы, и, естественно, у одних будет желание цены поднять, а у других - с учетом пересева погибшей части урожая - будет желание как-то поприжать цены", - раскрыл карты премьер.
Такое выступление премьера могло создать впечатление, что правительство просит нефтяников повременить с ростом цен на бензин до лета - то есть ввести на смену 'осеннего' новый "посевной" мораторий. Однако после того как премьер заговорил об инфляции, стало ясно, что речь идет не о разовом мероприятии, а о долговременной политике. Не случайно премьер попросил вчера нефтяников и чиновников организовать 'контроль за исполнением разработанных мер по удержанию цен на рынке нефтепродуктов'. 'Контролем за исполнением' должны будут заняться не только руководители Минфина, Минсельхоза и Минпромэнерго, но и представители "Роснефти", "Славнефти", "Сибнефти", "Татнефти", "Башнефти", ТНК-ВР, "Сургутнефтегаза", ЛУКОЙЛа, которые участвовали в обсуждении нового ценового соглашения.
Объявленный 'посевной' ценовой мораторий продолжает традицию административного регулирования внутреннего топливного рынка. В конце девяностых правительство ограничивало рост цен на бензин внутри страны с помощью так называемых балансовых заданий - то есть обязательных поставок на внутренний рынок, которые открывали доступ нефтяным компаниям к экспортной трубе. Однако последние шесть лет исполнительная власть предпочитает не ограничивать себя формальными заданиями и показателями, а ориентируется на договоренности, которые больше вписываются в схему частно-государственного партнерства.
Не случайно даже осеннее замораживание цен на топливо было названо 'добровольным решением' российских нефтяных компаний. Как известно, 19 сентября 2005 года на встрече с главой Минпромэнерго было решено объявить о добровольной инициативе нефтяников не поднимать цены на топливо внутри страны до конца прошлого года. Примечательно, что если под 'осенним' соглашением подписались шесть компаний, то "посевной" мораторий поддержали уже восемь. При этом чиновники подчеркивали, что "руководители ЛУКОЙЛа, ТНК-BP, "Роснефти", "Сибнефти", "Сургутнефтегаза" и "Татнефти" согласились с необходимостью стабилизировать цены без всяких предварительных условий, не привязывая свой выбор к каким-либо решениям правительства".
Мораторий не скажется на доходах нефтяных компаний
Однако аналитики уверены, что согласие нефтяников участвовать в частно-государственном партнерстве по борьбе с инфляцией объясняется вполне прагматичными интересами. Как прояснил аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, 'компаниям нет смысла конфликтовать с правительством накануне принятия решения о снижении налога на добычу полезных ископаемых для новых или выработанных месторождений'. Кроме того, по мнению Нестерова, ни "осенний", ни "посевной" ценовой мораторий не нанесут серьезного ущерба доходам компаний. Осенью 2005 года тенденция роста цен замедлялась сама собой, а нынешней весной у нефтяников просто нет аргументов для роста цен, ведь мировые цены на бензин не растут, а снижаются.
Кроме того, по данным статистики, объем нефтепереработки вырос в феврале 2006 года на 4,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, никакого дефицита топлива, которым можно было бы объяснить рост цен также не будет.
Начальник аналитического отдела банка 'Зенит' Евгений Суворов также считает, что "посевной" мораторий не скажется на доходах нефтяников. 'Административные методы так или иначе всегда присутствовали в регулировании внутреннего рынка, - говорит Суворов, - однако из-за снижения экспортных цен на топливо говорить о стимулах роста внутренних цен не приходится'.
Остановят ли премьерские увещевания рост цен на бензин?
Максим Шеин / начальник аналитического отдела ИК 'Брокеркредитсервис':
"Я не думаю, что административное вмешательство может оказывать серьезное влияние на цены. А если и может, то только кратковременно. Нельзя заставить нефтяные компании продавать нефть по фиксированным ценам. Дело в том, что все затраты нефтяников определяются рынком, в том числе и налоги. Здесь нельзя делать фиксированные цены, потому как в долгосрочной перспективе это будет иметь плачевный эффект".
Александр Блохин / аналитик ИК 'Антанта Капитал':
"Опыт подобного регулирования цен на ГСМ в нашей стране есть. И я думаю, что таким образом влиять на ценовую политику нефтяников можно. Помните, ЛУКОЙЛ же держал свои цены до нового года. Ну и сейчас будет держать. Тем более что в первые два месяца оптовые цены на ГСМ выросли. Кстати, это было достаточно странное явление, потому как обычно в первые два месяца года они не растут. Видимо, нефтяники знали, что весной их попросят держать цены, поэтому они их подняли в январе, феврале. На мой взгляд, цены будут заморожены".
Валерий Драганов / председатель комитета по экономической политике ГД:
"Естественно, цены на бензин будут складываться из прежних параметров, то есть из спроса и предложения. С другой стороны, правительству давно было пора обратить внимание на постановление Государственной думы годичной давности и наконец-то остановить эскалацию цен на топливо, превышающих все мыслимые ценовые динамики. Вполне возможно, топливные тарифы будут просто заморожены на существующем уровне".
Алексей Митрофанов / депутат ГД:
"Механическое регулирование цен на бензин приведет лишь к снижению качества топлива. Нефтяники начнут компенсировать финансовые потери за счет потребителя, к примеру, разбавляя бензин. Я бы внес на рассмотрение Государственной думы абсолютно другой проект - оценить землю, на которой расположены нефтекачки, трубопроводы или офисы нефтяных компаний, в соответствии с рыночными ценами. А компенсировать стоимость квадратных метров попросили бы не деньгами, а акциями компании. Таким образом государство увеличило бы свое влияние на политику нефтяных компаний и урегулировало бы цены на бензин".
Алексей Небольсин / первый вице-президент Московской топливной ассоциации (МТА):
"А с чего вы взяли, что цены на ГСМ повышаются? Даже тенденции к повышению цен на ГСМ нет. И темы для разговора на эту тему, следовательно, нет".
Комментарии