Конфереция

Евро II в России. Экологический барьер

С 1 апреля в России вступят в силу новые экологические требования к автомобилям, согласно которым наш автомобильный парк отныне обязан жить по нормам Евро II .

ЗАЧЕМ РОССИИ ЕВРО II.

Напомним: в Европе нормы Евро II введены еще в 1996 году, а с нынешнего действуют Евро IV, при том, что ряд моделей уже рассчитан под требования Евро V. Мало того, Европарламент намерен к 2011 году взять более высокий порог - снизить токсичность выхлопов автомобилей еще на 20%! Таким образом, с введением этой весной норм Евро II Россия отстает от Запада как минимум на десять лет.
Кто-то, наверно, спросит: а зачем нам, собственно, эти цивилизованные, стерильные нормы? Для большинства автомобилистов - это не просто головная боль, а дополнительные траты.
Причины, чтобы следовать европейским курсом, более чем основательны. Начать с того, что Россия давно стремится во Всемирную торговую организацию (ВТО), а чтобы войти в нее в качестве полноправного члена, а не бедного родственника, которому высокомерно могут на время простить экологические огрехи, надо привести свой транспорт к "европейскому знаменателю". Без этого Россия обрекает себя. Компании, ведущие с нами торговлю, равно как и наш бизнес, работающий на европейский рынок, несут большие потери из-за российской отсталости в применении современных экологических норм. Подумать только: европейские автомобили не могут заезжать к нам в глубь страны, опасно удаляться от основных трасс, где существует хоть какой-то контроль качества топлива. По мнению специалистов "ЛУКойла", в России, и прежде всего в провинции, почти 40% общего объема продаж - топливо низкого качества. Причем речь здесь идет о суррогатах и подделках, полученных путем прямой перегонки бензина. Велика еще вероятность нарваться и на этилированный бензин, который уже два года как запрещен. Такое топливо способно в считанные часы вывести из строя любые современные моторы (не говоря уже о нейтрализаторах). В свою очередь, не могут попасть в Европу и наши экологически "грязные" транспортные средства. Отсюда - непомерный рост транспортных расходов.
Экологические нормы для топлива - это и большая проблема для его производителей, но далеко не такая, как может показаться с первого взгляда. При отсутствии единой с Европой системы стандартов они фактически теряют западный рынок сбыта - российские фирмы продают за границу сырую нефть, а не гораздо более дорогие продукты нефтепереработки.
Все сказанное, однако, меркнет по сравнению с главным - первопричиной появления эконорм. В России, особенно в районах крупных городов, катастрофически ухудшается экологическая обстановка. И в этом очень большая "заслуга" автомобилей, число которых растет лавинообразно. При заниженных у нас в стране эконормах "выхлопа" именно автотранспорт сегодня - основной источник загрязнения окружающей среды.
ТОПЛИВО ЕСТЬ. А ПОКУПАТЕЛЬ?
Самое любопытное! Ведущие производители топлива в России: давно готовы к переходу на Евро II.
- Сегодня все крупнейшие поставщики и продавцы бензина могут поставлять такое топливо в необходимых объемах, - считает исполнительный директор Московской Топливной Ассоциации Григорий Сергиенко. - При ежегодном потреблении в стране примерно 29 млн. тонн бензина и дизтоплива выпуск необходимого количества по нормам Евро II не проблема для нефтепереработчиков. Основной вопрос в другой области - готов ли потребитель к тому, чтобы покупать экологически более чистый бензин?
Производители первоначально уже прикинули, каков рыночный спрос, чтобы оценить потребность в топливе Евро II. Сегодня 60% машин в России располагают двигателями, которые вообще не вписываются в европейские стандарты по экологии. Только 30% (новые "лады", "волги", КамАЗы и "бэушные" иномарки) соответствуют стандарту Евро II. Оставшиеся 10%, куда входят современные автомобили зарубежного производства, - на уровне Евро III и Евро IV. Таким образом, выходит, что "евробензин" необходим лишь 40% автомобилей! Остальные вполне могут обходиться низкооктановым или дешевой соляркой.
Пример с "евросоляркой", которую начали производить на заводах "ЛУКойла", лишь подтверждает опасения, что качественное, но более дорогое топливо может не найти сбыта на внутрироссийском рынке. Дизельное топливо "ЛУКойла", соответствующее нормам Евро IV, в итоге не нашло широкого сбыта внутри страны, и компания вынуждена почти всю свою "евросолярку" экспортировать. Нефтяники, разумеется, не в убытке - в Финляндии открыли даже сеть автозаправок под свое дизтопливо, но что дальше?
- Разумеется, на любой нашей фирменной АЗС в России мы тоже располагаем дизельным топливом, соответствующим нормам Евро IV, - рассказывает руководитель пресс-службы "ЛУКойла" Дмитрий Долгов. - Но спрос на него действительно невелик. Может ли произойти такое с бензином? Вряд ли. Сегодня весь бензин "ЛУКойла" соответствует стандарту Евро II. Цена его производства незначительно выше в сравнении с низкоэкологичным бензином (по нашим сведениям, разница менее 50 коп. за литр - А.М.). Как понимаете, себе в убыток мы торговать не будем. Быть может, немного сократится норма прибыли, или, как ее принято называть - "маржа", но от стратегии по производству и продажи бензина, соответствующего Евро II, "ЛУКойл" отказываться не собирается.
Готовясь к переходу на Евро II, государство предприняло ряд шагов, которые должны стимулировать нефтепереработчиков к выпуску "евротоплива". В частности, введен серьезный акциз на так называемый прямогонный бензин (в народе - восьмидесятый). Он не распространяется на высокооктановые марки, так что производить и продавать его должно быть выгоднее. Скептики, правда, опасаются, что при отсутствии жесткого контроля на АЗС (особенно тех, что не входят в крупные автозаправочные системы) бензин и дизтопливо, соответствующие нормам Евро II, будут попросту подменять низкокачественными суррогатами.
- Система контроля за качеством должна выйти на новый уровень, - считает Григорий Сергиенко. - Сегодня продавец может нести ответственность лишь в случае, если подменил, скажем, 92-й бензин восьмидесятым. Ключевым же в проверке качества должно стать создание системы контроля и наказания при несоответствии продаваемого бензина и дизтоплива нормам.
И еще один серьезный вопрос. Готовы ли сегодня автомобилисты больше платить за топливо более высокого качества? Такое исследование по заказу Минтопэнерго провел недавно ВЦИОМ. Вот его итоги: 55% автолюбителей согласны пойти на такой шаг, 37% пока не готовы, остальные затрудняются ответить.
- Результаты опроса лучше, чем мы ожидали. Напомним, что лишь 40% автомобилей в России технологически нуждаются в использовании топлива Евро II, а превышение этого порога свидетельствует, что российский потребитель психологически готов платить больше за лучший товар, - прокомментировал ситуацию помощник главы Минпромэнерго Станислав Наумов.
Исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко тоже считает, что очень много будет зависеть и от того, как быстро изменится психология самих автомобилистов.
- Потребитель должен понять, что, экономя на топливе копейки, он создает для собственного автомобиля проблемы на рубли. Кроме того, как я уже говорил, контроль и наказание за несоблюдение норм Евро II должны стать в ряд главных составляющих перехода на европейские нормы.
Что ж, путь к цивилизованной жизни на автодорогах начинается на заправке. А за цивилизацию приходится платить...
Комментарии