Конфереция

Причины начавшегося роста цен на бензин - комментарий директора Российского топливного союза Григория Сергиенко

Потребительские цены на бензин снова поползли вверх - с 13 по 19 марта, как сообщил вчера Росстат, они выросли на 0,2%. Средняя цена на бензин марок А-76, Аи-80 и аналогичных им повысилась на 0,1%; марок Аи-92, Аи-93 и аналогичных им - на 0,2%; марок Аи-95 и выше - на 0,3%. Увеличение средних цен на бензин за неделю зафиксировано в 21 центре субъектов РФ, причем самыми значительными его темпы оказались в Оренбурге - 3,4%. Не исключено, что в ближайшее время автолюбителям надо будет приготовиться к неприятным сюрпризам. Отметим, что первым начал повышать розничные цены на своих АЗС ЛУКОЙЛ - так произошло в Петербурге. Цена на АЗС "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" увеличилась на бензин марки А-76 на 50 коп. и сейчас варьируется от 14,10 - 14,60 руб. за литр, на Аи-92 на 50 коп. - от 17,00 - 17,90 руб., на Аи-95 на 40 коп. - от 18,40 - 20,10 руб. Вслед за ВИНКом цену стали поднимать и другие топливные операторы: "Фаэтон", "Несте", "Shell". Одновременно в остальных регионах России начался рост цен. "Сибнефть" и "Татнефть" также повысили цены вслед за ЛУКОЙЛом.
Появилась информация, что бизнес намерен компенсировать замораживание цен на дизельное топливо их повышением на бензин. Но официально ни одна компания эту новость пока не подтвердила. Напомним, в понедельник состоялась встреча премьер-министра с руководством нефтяных компаний. Правительство всерьез обеспокоено уже произошедшим скачком оптовых цен на бензин и дизтопливо - с начала года на 15,5 и 8,2% соответственно. Ведь опт может потянуть за собой розницу. Тем более на носу посевная, а значит, и традиционный сезонный скачок цен на солярку. Они в свою очередь в перспективе обернутся подорожанием сельхозпродукции и новой волной инфляции.
Власти отреагировали на ситуацию упреждающе. Использовав успешный опыт прошлого года, они вновь обратились к нефтяникам с просьбой заморозить цены. Результаты можно назвать обнадеживающими. Во-первых, нефтяные компании заверили, что горюче-смазочных материалов достаточно и дефицит не грозит. Во-вторых, не возражали против очередного моратория. Но сдержат ли они обещание? И не придется ли горожанам совсем скоро расплачиваться за еще не посеянный урожай?
Ситуацию прокомментировал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
- Не думаю, что кто-то из нефтяников решится ослушаться правительство и не сдержит обещание по замораживанию цен. К тому же оно не столь обременительно для них в нынешних условиях. Сейчас ситуация с ценами на нефтепродукты складывается достаточно стабильная и предпосылок для роста розничных цен нет. Ведь на самом деле прошлый мораторий оказался для нефтяных компаний весьма выгодной комбинацией. В скором времени после его объявления оптовые цены стали падать, а розничные остались практически "на пике". С начала нынешнего года оптовые цены поднялись, но розница уже соответствовала их уровню.
Опасность сезонного роста цен, действительно, существует. Весной растет спрос на топливо, и как раз в это время многие нефтеперерабатывающие заводы останавливаются на профилактику. То есть возможен некоторый дефицит, который, естественно, обычно перекрывают повышением цен. Правда, вряд ли в сегодняшней ситуации нефтяные компании решатся на такой шаг.
А вот того, что в обмен на согласие заморозить цены на солярку компании захотят получить "добро" на повышение цен на бензин, я не исключаю. Нефтяники, как и любые другие бизнесмены, не филантропы. Они не будут просто так, из добрых побуждений терять прибыль. И если есть шанс, потеряв на солярке, заработать на бензине, то им могут воспользоваться. Кстати, государство в таком случае тоже не останется внакладе - оно компенсирует налоговые потери из-за снижения цен на солярку.
Конечно, такие методы решения проблемы нельзя считать нормальными. Рынок нефтепродуктов должен регулироваться не по воле власти, а рыночными механизмами. Ведь у нас сложилась парадоксальная ситуация: мы - нефтедобывающая страна, сами потребляем четверть произведенной нефти, три четверти уходит на экспорт, но внутренние цены почему-то жестко привязаны к мировым. А все дело в том, что нет объективного механизма ценообразования на внутреннем нефтяном рынке. Есть вертикально-интегрированные нефтяные компании - они сами добывают нефть, сами ее перерабатывают и сами ее продают. И соответственно сами диктуют цены. Так будет продолжаться до тех пор, пока в цепочке добыча - производство - продажа будут заняты одни и те же структуры без промежуточных звеньев.
В сфере нефтедобычи и нефтепереработки очень высока степень монополизма. Кстати, косвенным подтверждением этого служит и то, что государство, которое по закону регулирует только цены естественных монополий, в действительности занимается регулированием нефтяного рынка. Изменить ситуацию может эффективное антимонопольное законодательство. Федеральная антимонопольная служба пытается навести порядок в этой сфере. Но я не уверен, что у нее это получится. У нефтяных компаний слишком крепкое лобби. Сейчас активно обсуждают планы по созданию нефтяной биржи. Она действительно могла бы создать условия для саморегулирования нефтяного рынка. Но пока по тем же причинам, о которых я уже сказал, к перспективе ее создания отношусь очень скептически.
Комментарии