Конфереция

Рост цен на топливо: в России нет объективной системы ценообразования на внутреннем рынке

МЭРТ прогнозирует дальнейший рост цен на автомобильное топливо. В докладе ведомства указывается, что после замораживания в конце 2005 года в феврале цены производителей на нефтепродукты выросли в среднем на 17%, а топочный мазут подорожал на треть. Цены на автомобильный бензин повысились на 15,5%. Все бы ничего, но рост цен на топливо в этом году может особенно затормозить сельскохозяйственные работы. Холода, которых давно не знала Россия, уничтожили не меньше трети посевов. Гибель озимых культур уже привела к взлету цен на ряд продовольственных товаров - вынужденные траты на пересев уже заложены в ценах на плодоовощную продукцию.
У правительства в запасе есть только один метод сдерживания цен на ГСМ - доверительная беседа с руководителями вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) с предложением ввести мораторий. Вчера премьер-министр собрал нефтяников и потребовал от них серьезного "контроля за исполнением" разработанных мер по удержанию цен на рынке нефтепродуктов. В связи с этим Михаил Фрадков попросил руководителей ВИНКов "критически посмотреть на положение" и принять меры, чтобы удержать цены на нефтепродукты. То есть вновь ввести мораторий, аналогичный тем, что вводились по осени в 2004-м и 2005-м годах.
Имеющийся опыт замораживания цен показал ряд неприятных тенденций, которые в том или ином виде проявятся вновь. В предыдущие моратории нефтяников просили сдержать рост цен на бензин. ВИНКи брали на себя эти обязательства, но параллельно (как, в частности, в 2005-м году) еще более резко взвинчивали цены на дизельное топливо. Кроме того, сдерживались, как правило, лишь розничные цены, в то время как оптовые продолжали расти - тем самым независимые продавцы нефтепродуктов, закупающие топливо у ВИНКов, ставились в неравное конкурентное положение.
В чем корень неспособности власти и бизнеса создать предсказуемый ценовой коридор для нефтепродуктов на внутреннем рынке? Об этом рассказал исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
- ВИНКи часто говорят о том, что в высоких внутренних ценах на нефтепродукты виноват налог на добычу полезных ископаемых. По их мнению, этот налог, привязанный к мировым ценам на нефть, порочен сам по себе. Насколько они здесь лукавят?
- Они не лукавят. Дело в том, что у нас нет объективной системы внутреннего ценообразования. Расчет налога на добычу полезных ископаемых (и, следовательно, и внутреннее ценообразование) привязан к цене нефти на внешнем рынке и к курсу рубля. Поэтому если цена на нефть на внешнем рынке растет, соответственно, налог растет. А чтобы его компенсировать, цену на нефть на внутреннем рынке тоже подтягивают. Тут прямая взаимосвязь получается. Но дело в том, что в этой взаимосвязи заинтересованы все те, кто получает деньги, в том числе и государство, потому что за счет роста налога, естественно, поступлений в казну больше. В течение 2004-2005 годов цены росли взрывообразно, и тут все кричали, что НДПИ надо его отвязать от мировых цен или вообще отменить. Когда дошло до конкретики, Минфин сказал: "Нет!" - и на этом разговоры закончились.
- Насколько эффективно подобное государственное давление на нефтяников?
- Тут нужно говорить о том, что у нас: рынок или плановая экономика, которая регулируется директивами. Исходя из того, что третий раз уже объявляется мораторий, я склоняюсь ко второму. Однако государство может управлять нефтянкой только так, потому что в нефтянке образовались монополии, а монополиями можно управлять только директивно, другими путями нельзя. Дело в том, настоящий рынок - саморегулируемый, и чем больше конкуренция, тем ниже цены.
- Корень проблемы - в методах государства или в структуре российского нефтяного бизнеса?
- То, что есть сейчас, создавалось на инфраструктуре централизованной плановой экономики. Заводы размещались по плановому принципу: "У нас тут нет завода, давайте мы его здесь поставим". В то же время, за 15 лет с 1991 года у нас не построен ни один завод, ничего не изменилось в инфраструктуре. Поэтому тот, кто завладел в свое время заводом, создал вокруг него олигапольную систему - что хочет, то и делает, - потому что конкуренции ему в этой зоне никто составить не сможет. Поэтому в такой ситуации можно что-то регулировать лишь "грозя пальцем": "не шалите, а то мы введем госрегулирование". Хотя грозить пальцем - это и есть уже само по себе госрегулирование. Я не знаю, как сейчас нефтяники поступят. Во время трех прошедших мораториев они держали розничные цены, но оптовые цены повышали. В структуре холдинга можно это себе позволять. А тот, кто независим, кто не входит в структуру холдинга, так действовать не может - он зарабатывает только на рознице. И поэтому независимые трейдеры оказываются на мели и выдавливаются как класс.
- Что может государство сделать, как оно может отрегулировать этот рынок, чтобы увеличить конкуренцию?
- В первую очередь, у нас должно быть действенное антимонопольное законодательство и орган, который реализует это законодательство. Федеральная антимонопольная служба должна быть "монстром" для того, чтобы был рынок. Но ФАС у нас сейчас почти не видна, и когда она начала заявлять о своих намерениях, о том, что они что-то хотят сделать, ее быстренько приглушили.
Комментарии