Конфереция

ЛУКОЙЛ с 1 апреля поднимает цены на нефтепродукты, несмотря на уговоры правительства

Нефтяные компании уже с 1 апреля планируют поднять цены на бензин. Узнали об этом и в правительстве. В понедельник премьер-министр Михаил Фрадков на встрече с нефтяниками настойчиво призывал их не повышать цены накануне посевной. Они пообещали пока поставлять аграриям солярку по льготным ценам. Но в пятницу состоится еще одно совещание у Фрадкова - "О состоянии и перспективах развития внутреннего рынка углеводородного сырья и продуктов его переработки", на котором, как ожидается, чиновники попробуют уговорить нефтяников продлить мораторий на остальные виды топлива.
Казалось, мораторию на рост цен не будет конца. Сначала его объявили с 19 сентября прошлого года до 1 января 2006 г. Но крупные нефтяные компании решили самостоятельно его продлить - ориентировочно до мая. Но топливо начнет дорожать раньше - с 1 апреля. Чтобы не допустить этого, премьер-министр Михаил Фрадков собрал вчера руководителей крупных нефтяных компаний и попросил их не допустить скачка цен в период посевных работ. Еще одна такая встреча ожидается в конце недели. На ней министры наверняка попробуют уговорить "морозить" бензин и дальше. Или пригрозят принудительным введением государственного контроля за ценами, как это неоднократно делал Герман Греф.
"Многим такие встречи не нравятся. Не секрет, что заниженные цены на солярку для сельхозпроизводителей приводят лишь к воровству, так как практически невозможно проверить, доходит ли дешевая солярка до адресата. А заработать на разнице между рыночными ценами и льготными можно прилично. Как пошутил один мой знакомый фермер - можно и не сеять совсем", - поделился представитель одной из крупных нефтяных компаний.
"Цены начнут расти с 1 апреля" - ЛУКОЙЛ
В ТНК-ВР, руководители которой также приглашены на встречу в правительство, заявили, что будут продавать солярку для посевной по льготным ценам - в соответствии с заключенными соглашениями с администрациями регионов, где у компании есть бизнес. "Посмотрим, что нам скажут, что предложат", - говорит Иван Гоголев, пресс-секретарь ТНК-ВР.
Ждут просьб о дальнейшей заморозке цен и в "Роснефти". "Но наша позиция заключается в том, чтобы цены были рыночными, а не административными", - говорит Николай Манвелов, официальный представитель этой государственной компании. О рынке говорят и в "Сибнефти". "Мы считаем, что работать надо по рынку и цены будут расти, если спрос будет расти, - говорит официальный представитель "Сибнефти" и напоминает, что весной топливо всегда дорожает - из-за начала автомобильного сезона, а также из-за того, что многие заводы становятся на плановый ремонт.
Правда, на встречу пригласили не всех. "Ну что там может быть?! - недоумевает представитель одной нефтяной компании, не попавшей в избранный список. - Очередной коммунистический субботник. Опять будут угрожать или недвусмысленно намекать на репрессии".
"Мы подготовили свои аргументы и надеемся, что они будут услышаны. А цены начнут расти с 1 апреля - независимо от итогов встречи", - заявили в "ЛУКОЙЛе". Компания почти исчерпала внутренние резервы для продления моратория. По итогам 3 месяцев общая инфляция составит не менее 5%, с 1 января на 9% выросли тарифы на электроэнергию, подорожал газ - на 11%, услуги "Транснефти" - на 9%, а перевозки по железной дороге выросли на 13%. Кроме того, с начала года значительно выросли мировые цены на нефть, а внутри страны из-за роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) цены выросли почти на 30% - с 5650 рублей за тонну в декабре до 8 тыс. рублей в марте.
"Рост не самоцель, важно создание рыночных условий. Ведь АЗС - это не центр прибыли, а всего лишь источник поступления "живых" денег. Доля прибыли в нашем секторе сбыта составляет около 1-2% от всей прибыли", - подчеркивают нефтяники. Впрочем, прогнозировать рост цен они пока отказываются. Но обещают, что стоимость литра АИ-80 и литра АИ-92 в этом году не превысит 20 рублей.
Рынку грозит дефицит бензина
Главный аргумент нефтяников - развитие отрасли и ожидаемый дефицит бензина, которым в последнее время пугают не только нефтяники. На днях об этом заявил глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. По его словам, уже к 2015 году дефицит бензина достигнет 5-8 млн. тонн. Чтобы не довести ситуацию до крайности, думцы считают, что надо инвестировать в развитие НПЗ около $15 млрд., в то время как сейчас нефтяники планируют потратить на эти цели втрое меньше. В противном случае, по словам Язева, через несколько лет Россия, являясь одним из ключевых экспортеров нефти, будет вынуждена покупать топливо за границей.
"Мы уже давно предлагаем правительству целый комплекс мер по развитию отечественного топливного рынка - фиксация НДПИ для внутреннего рынка, дифференциация акцизов и стимулирование инвестиций в переработку. Но воз и ныне там. С нами соглашаются, обещают, но ничего не делают", - говорят в "ЛУКОЙЛе" и добавляют, что уже сейчас их заводы загружены почти "под завязку" - на 95%.
Инфляция и рост цен на бензин будут стоить нескольким министрам своих кресел
Но и правительству отступать некуда - если инфляцию не удастся сдержать в запланированных рамках, это будет стоить нескольким министрам своих кресел, как пообещал недавно Михаил Фрадков. Правда, излюбленный аргумент чиновников, что в инфляции виновны нефтяники, взвинчивающие цены, опровергается самими же чиновниками. Так, по данным МЭРТа, в январе вклад бензина в инфляцию составил 0.002%, в то время как цены по стране выросли на 2.4%. По данным экономистов из Объединенной финансовой группы (ОФГ), в потребительской корзине вес топлива составляет около 1%, но с учетом воздействия роста цен на транспортные услуги вес топливных цен достигает 5-6%. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) говорят, что в 2005 г. вклад бензиновых цен в инфляцию составил 0.3%. "Прямое влияние минимально, а косвенное трудно оценить. Но высокие цены на топливо сказываются на цене весенних овощей и зерна по осени", - считает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП.
Комментарии