Конфереция

"Транснефти" предрекают снижение тарифов после завершения новых трубопроводных проектов

В минувшую пятницу привилегированные акции "Транснефти" резко подешевели. Причиной этого стал прогноз аналитиков инвесткомпании Deutsche UFG. Они посчитали, что после завершения основных нефтепроводных проектов власти снизят тарифы "Транснефти" примерно на 25% с тем, чтобы она могла осуществлять лишь текущий ремонт мощностей. В результате справедливая оценка стоимости "префов" "Транснефти" UFG понизила с $2662 до $580 за штуку. В самой компании были возмущены предположениями аналитиков, на которых они основывали свои новые рекомендации. Другие участники рынка считают, что "Транснефть" рано списывать со счетов. Держатели бумаг госкомпании в связи с прогнозом UFG отказываться от них не собираются.
ОАО "АК "Транснефть" - крупнейшая в мире компания, специализирующаяся на перекачке сырой нефти (общая протяженность нефтепроводов - 48,708 тыс. км) и отвечающая за поставку "черного золота" на НПЗ в России и на экспортные рынки. Уставный капитал АК равен 6 млн 219 тыс. 502 руб. и разделен на 4 млн 664 тыс. 627 обыкновенных (все принадлежит государству в лице Росимущества) и 1 млн 554 тыс. 875 привилегированных акций. Ранее представители компании сообщали, что ее чистая прибыль в 2005 г. по РСБУ почти не изменится по сравнению с 2004 г. и составит около 5 млрд руб. В начале февраля президент "Транснефти" Семен Вайншток прогнозировал чистую прибыль компании в 2006 г. также в размере около 5 млрд руб. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом России утвердило дивидендные выплаты "Транснефти" за 2004 г. на привилегированные акции в размере 500,3 млн руб., или 321,81 руб. на одну акцию.
В минувшую пятницу Deutsche UFG снизила цену привилегированных акций ОАО "Транснефть" с $2662 до $580 за штуку. Отметим, что по данным Quote.Ru, консенсус-прогноз цены "префов" "Транснефти", основанный на оценках аналитиков 10 инвестиционных банков, составляет $2365,96 за штуку, консенсус-рекомендация - "держать". Как сообщается в обзоре инвесткомпании, с учетом новой прогнозной цены и текущих котировок аналитики понизили рекомендацию для этих бумаг с "держать" до "продавать". По мнению аналитиков UFG, это предприятие является в большей степени техническим инструментом, используемым государством для транспортировки нефти, а не компанией, работающей в пользу акционеров. Основываясь на своем новом мнении относительно АК, эксперты изменили прогнозы для "Транснефти", в частности, переоценили ожидаемый поток свободной наличности.
Снижение прогноза связано с общим взглядом аналитиков UFG на компанию "Транснефть", сказал аналитик UFG Павел Кушнир. "Если раньше мы видели ее как обычное акционерное общество, которое генерирует и распределяет денежные потоки среди акционеров, то теперь - как технический инструмент в руках правительства, предназначенный для помощи нефтяным компаниям продавать нефть и, соответственно, увеличивать поступления в бюджет, - отмечает он. - Мы предполагаем, что в тот момент, когда все трубопроводы будут построены (терминальный год в нашей модели - 2015 г.), требования "Транснефти" к размерам денежных потоков сильно снизятся. У компании либо возникнет определенный профицит денежных средств, либо правительство снизит ей тарифы так, чтобы денежных потоков хватало ей лишь на поддержание работоспособности действующих трубопроводов".
В самой "Транснефти" прогноз UFG восприняли в штыки. "Откуда они знают, что после 2015 г. не будет новых проектов? Ведь еще несколько лет назад никто не знал о том, что проект ВСТО будет реализовываться", - возмущается вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его словам, некорректно давать прогноз снижения тарифов на услуги "Транснефти", поскольку именно за счет тарифов происходит финансирование текущей деятельности компании. "Кто и за какие деньги будут поддерживать трубы в должном состоянии, если тарифы будут снижены? В них нет инвестиционной составляющей вообще, - сказал он. - Все инвестиции мы привлекаем вне тарифа. С прибыли, полученной за счет тарифов, идет финансирование работ по текущей эксплуатации действующих трубопроводов. Если компании снизят прибыль, появится риск снижения надежности трубопроводов".
В свою очередь участники рынка также не разделяют страхов UFG. Директор департамента внебиржевых операций ИК "Брокеркредитсервис" Евгений Старцев соглашается с тем, что идеи строительства новых трубопроводов являются спорными, поскольку подобные проекты требуют огромных вложений и очень растянуты по времени. В данной ситуации выигрывают бумаги трубных заводов, которые выпускают продукцию для подобных трубопроводов, а не компании-оператора. Вместе с тем, по его словам, оснований снижать рекомендации по бумагам "Транснефти" в четыре раза нет. "Аналитики UFG исходят из предположения, что по окончании нового строительства норма прибыли "Транснефти" резко упадет. Мы основываем наш прогноз на другой предпосылке: тарифы компании продолжат рост, чтобы покрывать издержки и компенсировать инфляцию, - вторит ему аналитик ФК "УРАЛСИБ" Алексей Кормщиков. - "Транснефть" продолжит выполнять функции оператора трубопроводной системы и за свои услуги будет получать обоснованную компенсацию".
Владельцы "префов" госкомпании также сохраняют оптимизм. "Аналитики UFG сравнили "Транснефть" с министерством, а на наш взгляд, к ней надо относиться как к обычной компании, - сказал Дмитрий Джевала, директор департамента управления активами инвестфонда East Capital, в портфеле которого есть "префы" АК. - Соотнося ее с компаниями нефтяного сектора, можно сделать вывод, что "префы" "Транснефти" остаются недооцененными примерно на 30%. Мы не собираемся избавляться от них". Впрочем, участники рынка все же прислушались к советам UFG. По итогам торгов 23 марта в РТС цена закрытия "префов" "Транснефти" составила $2430 за штуку, а под конец пятничных торгов бумаги продавались и покупались уже по $2100.
Комментарии