Конфереция

Нефтяные компании пророчат дефицит бензина к 2015 году - чтобы получить налоговые льготы

Нефтяники пошли на крайние меры, чтобы стимулировать скорейшую отмену пошлин на ввоз импортного оборудования для НПЗ (это снизит стоимость модернизации заводов на 20%) и акцизов на нефтепродукты. Председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил, что к 2010 г. Россию ждет дефицит отечественного высокооктанового бензина. К 2015 г. размер дефицита достигнет 8 млн тонн, а так как устаревшие российские НПЗ не поспеют за спросом, на рынок хлынет импортный бензин. По мнению экспертов, угроза дефицита - это не более чем PR-акция. Только за последние три года производство бензина марок А-92, А-95 и А-98 на 20% превысило производство низкооктанового топлива.
Переработкой жидких углеводородов в России занимаются 27 крупных НПЗ, 46 мини-НПЗ и 2 конденсатоперерабатывающих завода. Их суммарная производственная мощность составляет около 276 млн тонн сырья. Также за последние полтора года было анонсировано несколько проектов строительства новых НПЗ в Тверской, Новосибирской, Псковской и Калининградской областях, а также в Ставропольском крае, на Чукотке и Коми.
ЛУКОЙЛ пугает дефицитом бензина
Первым разговоры о грядущем дефиците бензина завел "ЛУКОЙЛ" - пионер в производстве высокооктанового топлива по стандартам "Евро-3" и "Евро-4". Вице-президент компании Леонид Федун заявил, что к 2010 г. резко увеличится парк автомобилей с нынешних 20 млн до 32,5 млн штук. При этом существенную часть парка составят капризные иномарки, требующие топлива европейского качества с низким содержанием серы и свинца. Между тем устаревшие отечественные НПЗ не смогут обеспечить нужные объемы качественного бензина. По данным "ЛУКОЙЛа", в последние три года растет потребление бензина 92-й и 95-й марок, в то время как 60% продукции российских НПЗ до сих пор составляет дизельное топливо и мазут. Чтобы обеспечить спрос будущего, необходима дорогостоящая модернизация нефтеперерабатывающей отрасли - по 1,5 млрд долл. на каждый НПЗ. Однако такие траты могут себе позволить только частные компании, считает Леонид Федун, в итоге дефицит высокооктанового топлива неминуем.
Эту тему развил председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Он уточнил, что дефицит бензина появится уже в 2010 г., а в 2015 г. его объем составит 8 млн тонн при объеме производства в 38 млн тонн. Парламентарий считает, что на рынок хлынет импортный бензин. "Мы не планируем ставить барьеры импортному топливу. Но если отечественные производители не справятся с проблемой - это наш стыд и позор!", - заключил Валерий Язев. По данным комитета по энергетике, транспорту и связи, "стыд и позор" неминуемы. Чтобы избежать дефицита, к 2012 г. в модернизацию заводов необходимо вложить 15-30 млрд долл., а компании готовы потратить только 4 млрд долл.
Новый технический регламент о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом
Ситуацию усугубляет изменение требований к качеству бензина. Согласно специальному техническому регламенту о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортом, с апреля 2006 г. на бензин вводится норматив "Евро-2", с 2008 г. - "Евро-3", с 2010 г. - "Евро-4". Нефтяники считают, что проблема может быть решена двумя способами: окончательной, а не временной отменой пошлины на ввоз оборудования для НПЗ в размере 5-10% (это позволит снизить стоимость модернизации на 20%) и снижением акциза на нефтепродукты.
НПЗ будут модернизированы к 2010 году
Аналитиков прогнозы депутатов удивили. Как сообщила старший эксперт-аналитик исследовательской группы "Петромаркет" Александра Зубачева, текущая ситуация на рынке противоположна картине, нарисованной Язевым. "Мы проводили расчеты выпуска нефтепродуктов компаниями на ближайшие 5-10 лет, у большинства заводов есть планы по модернизации к 2010 г., часть из них будет осуществлена к концу 2006 г.", - говорит она. Эти данные подтверждают и сами компании. "К концу 2006 г. модернизация наших НПЗ будет закончена", - заявил пресс-секретарь "Роснефти" Николай Манвелов. В частности, только в модернизацию Туапсинского и Комсомольского НПЗ "Роснефть" вложит 1,4 млрд долл.
Дефицита бензина не будет: у Госдумы неверные сведения об объемах производства топлива
Специалисты считают, что в таких условиях о дефиците бензина речи быть не может. "Мы сделали два вида прогноза - осторожный и оптимистичный, по обеим версиям дефицита бензина не будет. Осторожный вариант предполагает лишь отсутствие объемов для экспорта", - поясняет Александра Зубачева. Кроме того, у Госдумы неверные сведения об объемах производства топлива. По данным "Петромаркета", уже сейчас российские НПЗ производят 32 млн тонн бензина, прогноз на 2006 г. - не менее 33 млн тонн. С Александрой Зубаревой соглашается начальник аналитического отдела ИК "БрокерКредитСервис" Максим Шеин, который говорит, что за последние три года объемы производства высокооктанового топлива стремительно растут. "В 2002 г. НПЗ произвели 14,3 млн тонн бензина марки А-92 и 14,7 млн тонн марки А-76, а уже в 2005 г. 70% производства приходилось на высокооктановый бензин", - сказал он. В качестве примера Шеин приводит Рязанский НПЗ, который в декабре 2005 г. выпустил 45,2 тыс. тонн бензина марки А-95; 91,5 тыс. марки А-92 и лишь 115 тыс. тонн низкооктанового А-80.
По данным ЦИК ННР "Кортес", у НПЗ нет проблем и с нехваткой мощностей. Сейчас заводы загружены в среднем на 75%. У Александры Зубачевой также вызывает сомнение необходимость использования топлива европейского качества. "Если в иномарку последней модели залить бензин с повышенным содержанием серы, из строя выйдет экологический фильтр. Сложно прогнозировать, что решит владелец, который столкнется с этой проблемой - переделать машину под отечественное топливо или остаться потребителем евробензина", - иронизирует она. С ней соглашается исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, который добавляет, что иностранные производители могут снять машину с гарантии, если водитель использует топливо, не соответствующее евростандартам. По мнению аналитика ИК "Финам" Тимура Хайрулина, заявления Госдумы - PR-акция, целью которой является отмена пошлины на импорт оборудования для НПЗ и снижение акцизов на нефтепродукты.
Комментарии