24.03.2006 12:35
Комментарии: 0
Просмотры: 294
Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) обсудил возникшую коллизию с уплатой экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом. Экспортеры, пользующиеся этими видами транспорта (прежде всего нефтяные компании), нашли законный способ платить экспортные пошлины заранее по более низким ставкам. Против этого возражают таможенники и профильные министерства. Президиум ВАС не смог выработать позицию по этому вопросу.
ВАС готовит проект постановления своего пленума, касающийся уплаты экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом. Проблема в том, что раз в два месяца правительство меняет экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и другое сырье (как правило, их повышает), а экспортеры спешат заплатить пошлину заранее по более низким ставкам. Таможенный кодекс (ТК) разрешает экспортерам, использующим эти виды транспорта, за полмесяца до начала поставок подать временную таможенную декларацию и заплатить пошлину за предполагаемый объем экспорта. После предоплаты, однако, пошлины часто повышаются, о чем правительство обязано объявлять заранее. Экспортеры, узнав об этом, начинают массово подавать временные декларации, чтобы платить по более низким ставкам.
Таможенники, в свою очередь, убеждены, что экспортеры манипулируют с пошлиной, и требуют от них оплаты по повышенным ставкам. В ТК этот вопрос не урегулирован, и арбитражные суды, куда обращаются экспортеры, выносят противоположные решения, то признавая их право платить меньше, то считая их действия обходом закона.
"За последние несколько лет судебных разбирательств с таможенными органами у нас не было, хотя постоянное изменение ставок экспортных пошлин, действительно, создает проблемы",- заявили в пресс-службе НК ЛУКОЙЛ. В ТНК-ВР и "Сибнефти" не стали комментировать ситуацию вокруг экспортных пошлин.
Выработать единые правила оказалось непростой задачей даже для ВАС. В проекте постановления пленума, обсуждавшемся вчера на заседании президиума ВАС, предлагались два взаимоисключающих варианта решения, что в практике ВАС случается крайне редко. Один вариант фактически запрещает экспортерам подавать временные декларации, если пошлины должны измениться. Другой, наоборот, признает законной уплату пошлин по старым ставкам.
Против последнего варианта, как и ожидалось, активно выступили представители профильных министерств, участвовавшие в заседании президиума ВАС. Директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина подчеркнула, что экспортеры должны платить тот размер пошлины, который действует в момент фактической поставки товара. По ее словам, правительство устанавливает пошлину в зависимости от мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары и интересы государства должны защищаться.
Представители Федеральной таможенной службы отметили, что временные декларации ставят в неравные условия самих экспортеров нефти. Дело в том, что за экспорт нефти по трубопроводам пошлину нельзя заплатить заранее, и те, кто перевозит сырье по морю или железной дороге, могут оказаться в выигрыше. Это уже привело к тому, что в целях минимизации пошлин нефтяники переориентируют все большие объемы экспортных поставок с трубопроводов на цистерны и танкеры.
Это должно было убедить судей ВАС решить вопрос в пользу таможни. Судьи, однако, не поддержали ни один из вариантов, а высказали мнение, что в этой ситуации надо вносить поправки в ТК, а не перекладывать законодательные проблемы на суд. Председатель ВАС Антон Иванов вопреки обыкновению не стал подводить итоги дискуссии, оставив вопрос открытым.
ВАС готовит проект постановления своего пленума, касающийся уплаты экспортных пошлин на сырьевые товары, вывозимые железнодорожным и морским транспортом. Проблема в том, что раз в два месяца правительство меняет экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и другое сырье (как правило, их повышает), а экспортеры спешат заплатить пошлину заранее по более низким ставкам. Таможенный кодекс (ТК) разрешает экспортерам, использующим эти виды транспорта, за полмесяца до начала поставок подать временную таможенную декларацию и заплатить пошлину за предполагаемый объем экспорта. После предоплаты, однако, пошлины часто повышаются, о чем правительство обязано объявлять заранее. Экспортеры, узнав об этом, начинают массово подавать временные декларации, чтобы платить по более низким ставкам.
Таможенники, в свою очередь, убеждены, что экспортеры манипулируют с пошлиной, и требуют от них оплаты по повышенным ставкам. В ТК этот вопрос не урегулирован, и арбитражные суды, куда обращаются экспортеры, выносят противоположные решения, то признавая их право платить меньше, то считая их действия обходом закона.
"За последние несколько лет судебных разбирательств с таможенными органами у нас не было, хотя постоянное изменение ставок экспортных пошлин, действительно, создает проблемы",- заявили в пресс-службе НК ЛУКОЙЛ. В ТНК-ВР и "Сибнефти" не стали комментировать ситуацию вокруг экспортных пошлин.
Выработать единые правила оказалось непростой задачей даже для ВАС. В проекте постановления пленума, обсуждавшемся вчера на заседании президиума ВАС, предлагались два взаимоисключающих варианта решения, что в практике ВАС случается крайне редко. Один вариант фактически запрещает экспортерам подавать временные декларации, если пошлины должны измениться. Другой, наоборот, признает законной уплату пошлин по старым ставкам.
Против последнего варианта, как и ожидалось, активно выступили представители профильных министерств, участвовавшие в заседании президиума ВАС. Директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина подчеркнула, что экспортеры должны платить тот размер пошлины, который действует в момент фактической поставки товара. По ее словам, правительство устанавливает пошлину в зависимости от мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары и интересы государства должны защищаться.
Представители Федеральной таможенной службы отметили, что временные декларации ставят в неравные условия самих экспортеров нефти. Дело в том, что за экспорт нефти по трубопроводам пошлину нельзя заплатить заранее, и те, кто перевозит сырье по морю или железной дороге, могут оказаться в выигрыше. Это уже привело к тому, что в целях минимизации пошлин нефтяники переориентируют все большие объемы экспортных поставок с трубопроводов на цистерны и танкеры.
Это должно было убедить судей ВАС решить вопрос в пользу таможни. Судьи, однако, не поддержали ни один из вариантов, а высказали мнение, что в этой ситуации надо вносить поправки в ТК, а не перекладывать законодательные проблемы на суд. Председатель ВАС Антон Иванов вопреки обыкновению не стал подводить итоги дискуссии, оставив вопрос открытым.
Комментарии