Конфереция

Дочерняя структура "Моснефти" - ООО "Енисей" - к 2007 году построит НПЗ в Коми

Дочерняя структура "Моснефти" начинает строительство НПЗ в Республике Коми. За счет этого компания хочет стать вертикально интегрированной и повысить свою стоимость. "Дочка" московского нефтетрейдера "Моснефть" - ООО "Енисей", один из операторов Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции в Коми, объявил о планах по созданию нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) к 2007 г. По мнению экспертов, новая ВИНК, возможно, будет в будущем перепродана крупным российским или зарубежным игрокам, которые готовы предложить за такие активы на 10-15% больше себестоимости. Также эксперты предрекают, что примеру "Енисея" могут последовать и другие компании.
ООО "Енисей" - оператор Западно-Сынатыского месторождения, запасы его нефти оцениваются в 9,16 млн т газа (960 млн куб. м). Компанию контролирует нефтетрейдер "Моснефть", которому также принадлежит три АЗС в Москве и Московской области. "Енисей" получил лицензию на разработку месторождения в 2002 г.: компания выиграла конкурс, предложив самую высокую цену - в 17,9 млн долл., обойдя НК "КомиТЭК", "Роснефть", компанию "Байтек-Силур", Тюменскую нефтяную компанию. За 11 месяцев 2005 г. объем добычи "Енисея" составил около 757 тыс. т нефти.
Вчера руководство "Енисея" объявило о намерении построить к концу 2007 г. НПЗ в Коми мощностью 1 млн т в год. Инвестиции в проект составят $140-160 млн. Завод будет производить бензин, дизельное топливо и мазут. Большую часть продукции планируется продавать на внутреннем рынке, в частности, топливо пойдет на второй проект "Енисея" - сеть АЗС в Московском регионе. Как сообщили в "Енисее", ТЭО проекта уже готово, сейчас идет работа над заключением проектного соглашения. Принципиальное согласие властей на строительство получено, вскоре начнется поиск площадки. Также компания планирует построить сеть автозаправочных станций на территории Коми.
Большая часть нефти на НПЗ будет поставляться с собственного месторождения, также "Енисей" собирается привлекать других независимых поставщиков. Заместитель генерального директора компании Михаил Топорков уточнил, что уже получены предварительные заявки от ряда местных операторов. Ранее "Енисей" планировал построить трубопровод для транспортировки нефти от своего месторождения до трубы "Транснефти" за $10 млн. Однако реализация проекта отложена из-за отсутствия свободных средств, нефть к трубе возят в цистернах.
Эксперты в один голос утверждают, что "Енисей" строит вертикально интегрированный холдинг с целью последующей перепродажи. "Во всех российских регионах рынок нефтепереработки контролируется крупными игроками, поэтому небольшим компаниям тяжело выстроить бизнес", - говорит начальник аналитического отдела ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев. В Коми крупнейший игрок на рынке - "ЛУКОЙЛ", который вложил в модернизацию своего Ухтинского НПЗ около $180 млн. Также в регионе работает НПЗ, ранее принадлежавший "Славнефти", а сегодня входящий в состав "Роснефти".
Впрочем, о конкуренции с грандами в "Енисее" не говорят. По оценке старшего аналитика FIM Securities Дмитрия Царегородцева, запасы месторождения и потенциальная прибыль от продажи сырой нефти вполне позволят "Енисею" реализовать проект НПЗ. "Правда, за $140-160 млн реально построить только небольшой цех", - отмечает он. Аналитик ИК "Финам" Тимур Хайруллин объясняет решение "Моснефти" обзавестись НПЗ высокой рентабельностью нефтепереработки, а также тем, что собственная переработка повышает общую стоимость компании. По данным ИК "Брокеркредитсервис", еще пять лет назад прибыль с переработки барреля нефти составляла $2-4, сейчас этот показатель вырос до $10 за баррель. Тимур Хайруллин объясняет эту тенденцию ростом цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и увеличением экспортных пошлин на сырую нефть.
По оценке экспертов аудиторско-консалтинговой компании "Развитие бизнес-систем", "Енисей" и без НПЗ считался достаточно привлекательным активом. В 2003 г., по информации участников рынка, на него претендовала "РуссНефть": "Енисей" был на 10 дней отрезан от трубы "Транснефти" и не мог перегонять добытое сырье, после того как отказался продавать добывающее подразделение этой нефтяной компании. По окончании строительства НПЗ стоимость "Енисея" существенно возрастет. Дмитрий Царегородцев считает, что "Енисей" и "Моснефть" могут быть интересны как российским, так и зарубежным компаниям. Стоимость компании после запуска НПЗ составит около $300 млн.
Стратегия "Енисея" не уникальна. По данным Ассоциации малых и средних нефтедобывающих предприятий, другие региональные компании также планируют в будущем обзавестись собственными небольшими НПЗ. Как сообщил руководитель одной из компаний, попросивший об анонимности, существенная часть НПЗ строится с целью создания ВИНК, которую затем можно попытаться перепродать таким компаниям, как "Татнефть" или "РуссНефть".
Комментарии