Конфереция

ЛУКОЙЛ начнет переговоры о покупке сети из 480 АЗС в Германии

ЛУКОЙЛ может предпринять вторую попытку выхода на розничный рынок Германии. Польский нефтеперерабатывающий концерн PKN Orlen в ближайшие годы планирует продать свою сеть АЗС Orlen Deutschland AG. Компания объясняет это решение намерением сосредоточиться на развитии нефтехимического и перерабатывающего направлений в Польше, а также в Чехии, чей рынок стал для PKN Orlen перспективным после покупки контрольного пакета местной нефтеперерабатывающей компании Unipetrol в прошлом году. Впрочем, ЛУКОЙЛ будет не единственным претендентом на актив - помимо него потенциальным покупателем Orlen Deutschland называют французскую Total.
Orlen Deutschland AG - сеть из 480 АЗС на севере Германии. Компания была создана в 2002 г., после того как PKN Orlen купила станции у немецкого подразделения British Petroleum за 300 млн долл. Избавиться от ритейлового актива BP вынудило германское антимонопольное ведомство, которое только после этой сделки разрешило BP приобрести другую сеть из 2500 АЗС, принадлежавшую дистрибьютору нефтепродуктов Veba Oel. Сейчас 116 заправок Orlen Deutschland работают под брендом Orlen, 338 - под брендом STAR, оставшиеся 26 небрендированных станций обслуживают клиентов вблизи крупных супермаркетов. Помимо Orlen Deutschland AG, Orlen контролирует сети из почти 2 тыс. АЗС в Польше и 314 АЗС в Чехии.
Впервые ЛУКОЙЛ попытался выйти на немецкий розничный рынок в 2002 г. Компания подала заявку на участие в конкурсе по продаже заправок BP, однако тогда английский концерн отдал предпочтение Orlen. Правда, польская компания проработала в Германии недолго. Уже в декабре 2005 г. руководство Orlen огласило новую стратегию развития компании до 2009 г. Концерн решил сосредоточиться на добыче нефти (в частности, Orlen собирается разрабатывать месторождения в России) и нефтепереработке, при этом особое внимание он намерен уделить рынку Чехии. Там в прошлом году им был приобретен контрольный пакет акций нефтеперерабатывающей компании Unipetrol, в развитие которой планируется вложить около 900 млн долл. Также в официальном сообщении концерна говорится, что Orlen планирует либо модернизировать, либо продать сеть АЗС в Германии, причем второй вариант представляется для него более предпочтительным. Свое намерение он объясняет снижением прибыльности немецкого бензинового рынка и высокой конкуренцией.
Менеджер по маркетингу и PR Orlen Deutschland AG Барбара Тербек сообщила, что компания уже начала рассматривать предложения от потенциальных покупателей. В частности, сейчас в списке претендентов значатся французская Total и российский ЛУКОЙЛ. Правда, в Orlen Deutschland AG не сообщают, в какой форме будет проходить продажа, не называют цену сети и предположительную дату подписания договора. По оценке ИФК "Солид", стоимость сети может колебаться от 600 до 800 млн долл. Точно известно, что Orlen не продаст сеть до конца 2006 года: у компании действует договор с Shell на поставку топлива.
Представитель ЛУКОЙЛа отказался от официальных комментариев. Однако ранее президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил, что компания намерена сделать ряд крупных приобретений, в частности, на европейском рынке. "Продавая сырую нефть по цене Urals, мы теряем достаточно большие деньги, - подчеркнул тогда президент ЛУКОЙЛа. - Этого не будет происходить, если мы дойдем до конечного покупателя. Кроме того, все доходы тогда останутся в России". Источник в компании объясняет возрождение интереса ЛУКОЙЛа к немецкому рынку появлением нефтеперерабатывающих мощностей в Германии у его миноритария, американской ConocoPhillips. На днях ConocoPhillips объявила о завершении покупки контрольного пакета акций немецкого завода Wilhelmshaven мощностью 275 тыс. барр. в день. Вице-президент ConocoPhillips Джим Ноукс уточнил, что продукцию завода планируется поставлять как собственной сети Get в Германии, так и реализовывать на свободном рынке.
Аналитики считают, что вторая попытка выхода ЛУКОЙЛом на германский рынок моторного топлива может быть удачнее первой. "Сейчас ConocoPhillips ведет переговоры о покупке 17% акций Orlen, ее основной акционер Nafta Polska заинтересована в продаже активов. Доля в Orlen - существенный аргумент для продажи сети немецких АЗС ЛУКОЙЛу", - сказал аналитик "МДМ-Банка" Андрей Громадин. С ним соглашается аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков, который напоминает, что ранее ConocoPhillips и Orlen уже работали вместе: в начале 2004 г. они подписали соглашение о совместном поглощении чешской компании Unipetrol, и также вели переговоры о совместных разработках газовых месторождений.
По мнению аналитиков, также немецким активом могут заинтересоваться ТНК-ВР и "Татнефть". Последняя в свое время уже пыталась купить сеть АЗС на юге Германии, но безуспешно. Однако пока ЛУКОЙЛ остается единственной российской компанией, претендующей на германский актив. В пресс-службе ТНК-ВР сообщили, что пока компания планирует развиваться на рынках России и СНГ. В "Татнефти" заявили, что повторной попытки выхода в Германию не планируется.
Комментарии