Конфереция

МЭРТ и ФАС зря мечтают о дешевом бензине: отмена пошлин на импорт нефтепродуктов не поможет

Глава Минэкономразвития Герман Греф решил бороться с повышением цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. В частности, он заявил, что ставки акцизов на нефтепродукты не будут повышаться в 2007-2008 годах, а импортные пошлины на бензин предлагается ликвидировать. Аналитики однозначно отнеслись к этому заявлению руководителя министерства - достигнуть желаемой цели правительству вряд ли удастся.
По словам аналитика ИК 'Проспект' Дмитрия Мангилева, даже если импортные пошлины будут отменены, то фактически никакого влияния на российский рынок нефтепродуктов это не окажет - он попросту не заметит ничего. В прошлом году в Россию было ввезено чуть больше 180 тыс. тонн нефтепродуктов (месячное потребление нефтепродуктов города с населением около миллиона человек), в то время как в стране объем продаж только бензина составляет около 27,5 млн. тонн. В США цена высокооктанового бензина составляет примерно 50 центов за литр, а в России примерно равна 60 центам за литр. Необходимо учесть, что цена на бензин в Америке хоть и находится практически на одном уровне с российской, но с учетом затрат на транспортировку экономическая целесообразность его импорта в Россию совершенно отпадает. О поставках из Европы говорить вообще не стоит, так как там бензин стоит как минимум на 75% дороже, чем в России. В среднем же по Европе цена литра бензина превышает 1 евро. Из европейских стран нефтепродукты без учета масел в Россию экспортирует в основном Финляндия, которая поставляет бензин марки Аи-98.
Вслед за инициативой Германа Грефа чиновники Федеральной антимонопольной службы предложили резко повысить экспортные пошлины на нефтепродукты на апрель и май. По мнению ФАС, это может привести к тому, что бензин и дизтопливо во время посевной не будут уходить за рубеж.
Традиционно экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на вывоз нефти и сейчас составляют примерно 70% от экспортной ставки на сырье. Но с 1 апреля по 31 мая этого года пошлины на светлые нефтепродукты (бензины и дизельное топливо) должны вплотную приблизиться к нефтяным ставкам, считает ФАС. Чиновники ведомства настаивают, чтобы на этот период пошлины на светлые нефтепродукты были установлены в размере 90% от экспортной пошлины на нефть, или 167,8 доллара за тонну. По мнению ФАС, это позволит стабилизировать цены на бензин в период посевной, когда наблюдается сезонное увеличение спроса. Дело в том, что из всего объема экспорта нефтепродуктов львиная доля приходится на мазут и дизельное топливо. Однако даже эти нефтепродукты обычно подвергаются дополнительной переработке. Бензин в Европу из России практически не поставляется, так как не проходит по экологическим стандартам.
По мнению аналитического сообщества, отмена импортных пошлин и сезонное повышение экспортных пошлин на бензин не окажут влияния на стоимость топлива внутри страны с точки зрения ее стабилизации. Кроме того, заявление ФАС может стать тревожным сигналом для российских нефтяных компаний.
Согласно действующему налоговому законодательству экспортные пошлины на нефтепродукты, уровень которых устанавливается в процентах от пошлины на экспорт нефти, должны снижаться с ростом цен на нефть. Так, если цена российской нефти повышается с 40 до 70 долларов за баррель, то экспортная пошлина на легкие нефтепродукты снижается с 80 до 73% от пошлины на экспорт нефти.
В стабильных условиях экспорт нефтепродуктов более выгоден, чем экспорт нефти; если же цены на нефть растут, то экспорт нефтепродуктов становится еще выгоднее. Таким образом, в случае возвращения к механизму расчета экспортных пошлин на нефтепродукты, применявшемуся до августа 2003 года (когда пошлина на экспорт нефтепродуктов составляла 90% пошлины на экспорт нефти), нефтяные компании лишатся стимула инвестировать в модернизацию. В этой связи стоит отметить, что последний крупный НПЗ в нашей стране был построен в конце 80-х годов.
Комментарии