"Роснефть" выкупила у банков-кредиторов долг ЮКОСа в размере $482 млн

"Роснефть" выкупила у банков-кредиторов во главе с Societe Generale долг ЮКОСа в размере $482 млн. Сделка обошлась госкомпании в $455 млн и была завершена 14 марта. Теперь вместо банков заявителем в деле о банкротстве ЮКОСа будет "Роснефть". Она же выберет арбитражного управляющего, под контролем которого в случае его утверждения судом окажутся все активы ЮКОСа. Вчера стала понятна суть соглашения между "Роснефтью" и Societe Generale об урегулировании претензий банков-кредиторов ЮКОСа к принадлежащему ныне госкомпании ОАО "Юганскнефтегаз" (последнее выступало гарантом по кредиту в $1 млрд, выданному ЮКОСу консорциумом банков в сентябре 2003 года). Об этом урегулировании, достигнутом в декабре прошлого года, "Роснефть" кратко сообщала в финансовой отчетности по US GAAP за январь-сентябрь 2005 года. Оказывается, как следует из вчерашнего официального заявления ЮКОСа, консорциум 13 декабря 2005 года достиг соглашения о продаже "Роснефти" остатка долга ЮКОСа в размере $482 млн.
В упомянутой финансовой отчетности "Роснефти" сообщалось также, что соглашение вступит в силу не позднее 30 апреля 2006 года. Источник в одном из банков-кредиторов сообщил, что сделка по продаже долга ЮКОСа между "Роснефтью" и банками была закрыта 14 марта. По его словам, выкуп долга обошелся госкомпании в $455 млн - это сумма чистой задолженности ЮКОСа перед банками, без штрафов и пеней за просрочку выплат. Наблюдатели не исключают, что одним из условий завершения сделки была подача банками заявления о банкротстве ЮКОСа.
Это заявление юридическая компания Clifford Chance CIS, представляющая интересы банков-кредиторов ЮКОСа, подала в арбитражный суд Москвы 6 марта. 10 марта дело было принято к рассмотрению, первое заседание по иску назначено на 28 марта. Основанием для заявления послужило признание арбитражным судом Москвы и кассационной инстанцией решения высокого суда в Лондоне о взыскании с ЮКОСа $482 млн в пользу банков, вынесенного 17 июня 2005 года.
Теперь права требования по этому кредиту перешли к "Роснефти", и она же будет выступать заявителем по делу о банкротстве опальной нефтекомпании и предлагать суду кандидатуру временного управляющего, при котором полномочия действующего менеджмента ЮКОСа будут существенно ограничены.
Из-за того что теперь на назначенном на 28 марта заседании арбитражного суда должен будет решаться вопрос о замене заявителя в лице банков-кредиторов на "Роснефть", принятие решения о введении в ЮКОСе наблюдения может быть отложено. Это, впрочем, не является принципиальным: по закону о банкротстве наблюдение вводится задним числом с того момента, когда суд принял заявление о признании должника банкротом (в деле ЮКОСа это 13 марта).
С этого момента активы ЮКОСа окажутся под контролем временного управляющего, выбранного "Роснефтью". Банки-кредиторы в своем заявлении уже указали, что управляющий должен быть назначен из членов некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих при Торгово-промышленной палате".
Наблюдение, длящееся до семи месяцев, призвано обеспечить сохранность имущества компании, проанализировать ее финансовое состояние и сформировать реестр требований кредиторов. Менеджмент ЮКОСа продолжит работу, однако его полномочия будут ограничены - нельзя будет принимать решения о реорганизации компании, выпуске облигаций, выплате дивидендов, а для сделок с имуществом балансовой стоимостью свыше 5% потребуется согласие временного управляющего.
Дальнейшую судьбу ЮКОСа решит первое собрание его кредиторов, проводимое в конце наблюдения. "Роснефть" в случае поддержки государства (крупнейшего на сегодня кредитора ЮКОСа) получит на нем большинство голосов - среди ее требований будет не только выкупленный у банков долг, но и подтвержденные судом претензии "Юганскнефтегаза" к ЮКОСу на $3,5 млрд, а также, возможно, решения судов по другим требованиям ЮНГ к ЮКОСу на общую сумму около $8 млрд. Учитывая еще не выплаченные налоговые претензии к ЮКОСу государства в размере $9,8 млрд, требования основного акционера ЮКОСа Group MENATEP на сумму $664 млн по выданному компании осенью 2003 года кредиту на сумму $1,6 млрд будут несущественными. Поэтому решать, ввести в ЮКОСе внешнее управление либо обанкротить компанию с открытием конкурсного производства, будут "Роснефть" и государство.
"Сейчас мы изучаем документы об уступке права требования,- сообщил партнер коллегии адвокатов 'Гриднев и партнеры' Ян Дасгупта, представляющий интересы ЮКОСа.- Это целый ряд уведомлений на английском, анализ которых требует времени. Возможно, что у банков сохранились какие-то права, позволившие им обратиться с заявлением о банкротстве компании".
Комментарии