Конфереция

Генеральная прокуратура РФ: АЗС должна иметь лицензию пожароопасного производственного объекта

Генеральная прокуратура РФ считает, что организация, эксплуатирующая АЗС, должна иметь лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. Это подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2005 N1487/05. В Прокуратуре отмечают, что в соответствии с п.29 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию эксплуатация пожароопасных производственных объектов.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N595, под пожароопасными производственными объектами понимаются в том числе объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются), легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы.
В Прокуратуре считают, что в Положении определение понятия "пожароопасный производственный объект" дано, поэтому необходимости в постановке вопроса о внесении изменений и дополнений в законодательные акты не имеется.
Полный текст письма из Генеральной прокуратуры РФ в адрес "Опоры России"

Напомним, в ноябре 2005 года "Опора России" подготовила письмо в Генпрокуратуру об оспаривании вопроса отнесения АЗС к пожароопасным производственным объектам. В письме содержится предложение опротестовать постановление Правительства РФ от 14.08.2005 года N 595 "Об утверждения положения о лицензировании деятельности пожароопасных производственных объектов", в части установления содержания лицензируемого вида деятельности, как противоречащее Федеральному закону N 128-ФЗ и ч. 1 ст. 115 Конституции РФ.
Минэкономразвития России считает необоснованным требование лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов. Об этом говорится в письме Министерства экономического развития и торговли РФ в адрес "ОПОРЫ России". Сами топливники уже решили, что бесполезно бороться: дело о лицензировании А3С как пожароопасного производственного объекта фактически проиграно, - заявляли в Российском топливном союзе.
Спор о необходимости лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов шел между МЧС России и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. МЧС России в своем заключении сообщает, что АЗС подлежит обязательному лицензированию в качестве пожароопасного производственного объекта в соответствии со ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". По мнению МЧС, функционирование АЗС невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Их эксплуатация связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу. Таким образом. АЗС являются пожароопасными производственными объектами.
Вместе с тем, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Вместе с тем, автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России.
В итоге Высший арбитражный суд РФ вынес решение: лицам, эксплуатирующим АЗС, необходимо и достаточно иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.

"Опора России" отмечала, что АЗС не являются пожароопасными производственными объектами, поэтому нет необходимости в их дополнительном лицензировании.
Как отмечается в письме "Опоры России":
Противоречие заключается в том, что АЗС не является производственным объектом и, следовательно, на АЗС не распространяется действие закона N 116-ФЗ и "Положения".
В качестве аргументации можно привести следующее.
1. На АЗС осуществляется только розничная торговля готовой продукцией (моторным топливом, маслами, спецжидкостями), произведенных на нефтеперерабатывающих и иных производственных предприятиях.
2. Продажа на АЗС моторного топлива или иной готовой продукции не является производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. постановлением Госстандарта от 06.11.2001 г. N 454-ст). В соответствии с разделом О "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" деятельность АЗС относится к группе 50.50 "Розничная торговля моторным топливом", включающей в себя розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями и т.п.
3. Согласно СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" АЗС, как предприятия торговли, к производственным объектам не относятся.
4. В случае отнесения АЗС к опасным производственным объектам на нее должны распространяться ограничения по условиям эксплуатации в соответствии с законом N 116-ФЗ, а именно: необходимость регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (ст.2); проведения экспертизы проектной документации и порядка ее утверждения (ст.8, 13); обеспечение мер по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц (ст.9); наличие декларации промышленной безопасности (ст. 14).
Указанные ограничения могут распространяться на производственный объект, только в том случае, если этот объект удовлетворяет критерию опасности. Критерий опасности в соответствии с приложением 2 к закону N 116-ФЗ и п.8 "Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов" (РД 03-616-03) определен, как единовременное нахождение на объекте 200 и более тонн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Решение о признании объекта опасным производственным принимается специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г .N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" является указанная служба (Ростехнадзор РФ).
В связи с тем, что на АЗС единовременно не находится 200 и более тонн моторного топлива, а также с учетом специфики их эксплуатации (размещение непосредственно в городской застройке и даже встраивание в общественные здания, присутствие наряду с обслуживающим персоналом неорганизованных посетителей, свободный доступ на территорию, наличие на одной территории магазинов, кафе, объектов технического сервиса, и т.д.), они только уже по этой причине не относятся к опасным производственным объектам и не подпадают по этим основаниям под регулирующее действие закона N 116-ФЗ.
Естественно, что и Ростехнадзор РФ не относит АЗС к сфере действия закона N 116-ФЗ, не разрабатывал и не издавал нормативные документы в области обеспечения их промышленной безопасности, не регистрирует их в качестве опасного производственного объекта в государственном реестре и не осуществляет государственный надзор за ними на всех стадиях жизненного цикла. Позиция Ростехнадзора РФ по данному вопросу неоднократно подтверждена в разъяснениях на запросы предпринимателей и подчиненных структур (последнее от 13.10.2005 г. N АМ-17/1669).
5. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию обеспечение мер промышленной безопасности к АЗС, как к опасному производственному объекту, законодательством не регулируется. В практической деятельности требования со стороны представителей МЧС на этих стадиях также не выдвигаются по этой же причине.
6. В соответствии с п.1 ст.9 закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила промышленной безопасности ведения работ на опасном производственном объекте. В отношении АЗС соответствующие Правила промышленной безопасности как для опасного производственного объекта не установлены. В Правилах промышленной безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 г. N 33) прямо указано, что они не распространяются на отдельно стоящие АЗС.
7. Применительно к АЗС действуют требования и правила пожарной безопасности, установленные в отношении общественного, а не производственного объекта - на стадии строительства действуют НБП 111-98 "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", на стадии эксплуатации - раздел 16 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации".
Таким образом, можно сделать вывод, что АЗС не является опасным производственным объектом и по этой причине не подпадает под действие закона N 116-ФЗ и подзаконных актов, изданных Ростехнадзором РФ в порядке реализации указанного закона. И, как следствие, на АЗС не должен распространяться нормативный порядок обеспечения промышленной безопасности.
С целью устранения излишних административных барьеров в предпринимательской деятельности по розничной торговле моторным топливом через АЗС, снижения необоснованных эксплуатационных расходов и, как следствие, исключения дополнительных причин роста цен на топливо представляется необходимым уточняющие изменения в закон N 116-ФЗ - считает "Опора России".
Предлагались следующие изменения.

В статью 1 ввести определение "производственного объекта". Производственным является объект, на котором осуществляется производственная деятельность, т.е. совокупность действий людей, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг, выполняемых с применением орудий труда и необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.
В приложении 1 первый абзац изложить в формулировке: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, осуществляющие производственную деятельность, на которых:" и далее по тексту.
Руководствуясь ст.16 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и принимая во внимание Ваш приказ от 17.08.2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности", ОПОРА РОССИИ обращается к Вам с просьбой внести на основании ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предложения в Государственную Думу РФ о введении указанных изменений в Федеральный закон N 116-ФЗ.
Учитывая, что АЗС не является производственным объектом, - не допускать возбуждения дел по фактам работы без лицензии на вид деятельности "эксплуатация пожароопасных производственных объектов" в отношении предпринимателей, занимающимися розничной торговлей моторным топливом через АЗС.
Комментарии