16.03.2006 10:00
Комментарии: 0
Просмотры: 897
Генеральная прокуратура РФ считает, что организация, эксплуатирующая АЗС, должна иметь лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта. Это подтверждено постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2005 N1487/05. В Прокуратуре отмечают, что в соответствии с п.29 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию эксплуатация пожароопасных производственных объектов.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N595, под пожароопасными производственными объектами понимаются в том числе объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются), легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы.
В Прокуратуре считают, что в Положении определение понятия "пожароопасный производственный объект" дано, поэтому необходимости в постановке вопроса о внесении изменений и дополнений в законодательные акты не имеется.
Напомним, в ноябре 2005 года "Опора России" подготовила письмо в Генпрокуратуру об оспаривании вопроса отнесения АЗС к пожароопасным производственным объектам. В письме содержится предложение опротестовать постановление Правительства РФ от 14.08.2005 года N 595 "Об утверждения положения о лицензировании деятельности пожароопасных производственных объектов", в части установления содержания лицензируемого вида деятельности, как противоречащее Федеральному закону N 128-ФЗ и ч. 1 ст. 115 Конституции РФ.
Минэкономразвития России считает необоснованным требование лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов. Об этом говорится в письме Министерства экономического развития и торговли РФ в адрес "ОПОРЫ России". Сами топливники уже решили, что бесполезно бороться: дело о лицензировании А3С как пожароопасного производственного объекта фактически проиграно, - заявляли в Российском топливном союзе.
Спор о необходимости лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов шел между МЧС России и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. МЧС России в своем заключении сообщает, что АЗС подлежит обязательному лицензированию в качестве пожароопасного производственного объекта в соответствии со ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". По мнению МЧС, функционирование АЗС невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Их эксплуатация связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу. Таким образом. АЗС являются пожароопасными производственными объектами.
Вместе с тем, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Вместе с тем, автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России.
В итоге Высший арбитражный суд РФ вынес решение: лицам, эксплуатирующим АЗС, необходимо и достаточно иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.
"Опора России" отмечала, что АЗС не являются пожароопасными производственными объектами, поэтому нет необходимости в их дополнительном лицензировании.
В качестве аргументации можно привести следующее.
1. На АЗС осуществляется только розничная торговля готовой продукцией (моторным топливом, маслами, спецжидкостями), произведенных на нефтеперерабатывающих и иных производственных предприятиях.
2. Продажа на АЗС моторного топлива или иной готовой продукции не является производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. постановлением Госстандарта от 06.11.2001 г. N 454-ст). В соответствии с разделом О "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" деятельность АЗС относится к группе 50.50 "Розничная торговля моторным топливом", включающей в себя розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями и т.п.
3. Согласно СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" АЗС, как предприятия торговли, к производственным объектам не относятся.
4. В случае отнесения АЗС к опасным производственным объектам на нее должны распространяться ограничения по условиям эксплуатации в соответствии с законом N 116-ФЗ, а именно: необходимость регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (ст.2); проведения экспертизы проектной документации и порядка ее утверждения (ст.8, 13); обеспечение мер по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц (ст.9); наличие декларации промышленной безопасности (ст. 14).
Указанные ограничения могут распространяться на производственный объект, только в том случае, если этот объект удовлетворяет критерию опасности. Критерий опасности в соответствии с приложением 2 к закону N 116-ФЗ и п.8 "Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов" (РД 03-616-03) определен, как единовременное нахождение на объекте 200 и более тонн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Решение о признании объекта опасным производственным принимается специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г .N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" является указанная служба (Ростехнадзор РФ).
В связи с тем, что на АЗС единовременно не находится 200 и более тонн моторного топлива, а также с учетом специфики их эксплуатации (размещение непосредственно в городской застройке и даже встраивание в общественные здания, присутствие наряду с обслуживающим персоналом неорганизованных посетителей, свободный доступ на территорию, наличие на одной территории магазинов, кафе, объектов технического сервиса, и т.д.), они только уже по этой причине не относятся к опасным производственным объектам и не подпадают по этим основаниям под регулирующее действие закона N 116-ФЗ.
Естественно, что и Ростехнадзор РФ не относит АЗС к сфере действия закона N 116-ФЗ, не разрабатывал и не издавал нормативные документы в области обеспечения их промышленной безопасности, не регистрирует их в качестве опасного производственного объекта в государственном реестре и не осуществляет государственный надзор за ними на всех стадиях жизненного цикла. Позиция Ростехнадзора РФ по данному вопросу неоднократно подтверждена в разъяснениях на запросы предпринимателей и подчиненных структур (последнее от 13.10.2005 г. N АМ-17/1669).
5. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию обеспечение мер промышленной безопасности к АЗС, как к опасному производственному объекту, законодательством не регулируется. В практической деятельности требования со стороны представителей МЧС на этих стадиях также не выдвигаются по этой же причине.
6. В соответствии с п.1 ст.9 закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила промышленной безопасности ведения работ на опасном производственном объекте. В отношении АЗС соответствующие Правила промышленной безопасности как для опасного производственного объекта не установлены. В Правилах промышленной безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 г. N 33) прямо указано, что они не распространяются на отдельно стоящие АЗС.
7. Применительно к АЗС действуют требования и правила пожарной безопасности, установленные в отношении общественного, а не производственного объекта - на стадии строительства действуют НБП 111-98 "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", на стадии эксплуатации - раздел 16 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации".
Таким образом, можно сделать вывод, что АЗС не является опасным производственным объектом и по этой причине не подпадает под действие закона N 116-ФЗ и подзаконных актов, изданных Ростехнадзором РФ в порядке реализации указанного закона. И, как следствие, на АЗС не должен распространяться нормативный порядок обеспечения промышленной безопасности.
С целью устранения излишних административных барьеров в предпринимательской деятельности по розничной торговле моторным топливом через АЗС, снижения необоснованных эксплуатационных расходов и, как следствие, исключения дополнительных причин роста цен на топливо представляется необходимым уточняющие изменения в закон N 116-ФЗ - считает "Опора России".
Предлагались следующие изменения.
В статью 1 ввести определение "производственного объекта". Производственным является объект, на котором осуществляется производственная деятельность, т.е. совокупность действий людей, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг, выполняемых с применением орудий труда и необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.
В приложении 1 первый абзац изложить в формулировке: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, осуществляющие производственную деятельность, на которых:" и далее по тексту.
Руководствуясь ст.16 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и принимая во внимание Ваш приказ от 17.08.2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности", ОПОРА РОССИИ обращается к Вам с просьбой внести на основании ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предложения в Государственную Думу РФ о введении указанных изменений в Федеральный закон N 116-ФЗ.
Учитывая, что АЗС не является производственным объектом, - не допускать возбуждения дел по фактам работы без лицензии на вид деятельности "эксплуатация пожароопасных производственных объектов" в отношении предпринимателей, занимающимися розничной торговлей моторным топливом через АЗС.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N595, под пожароопасными производственными объектами понимаются в том числе объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются), легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы.
В Прокуратуре считают, что в Положении определение понятия "пожароопасный производственный объект" дано, поэтому необходимости в постановке вопроса о внесении изменений и дополнений в законодательные акты не имеется.
Полный текст письма из Генеральной прокуратуры РФ в адрес "Опоры России"
Напомним, в ноябре 2005 года "Опора России" подготовила письмо в Генпрокуратуру об оспаривании вопроса отнесения АЗС к пожароопасным производственным объектам. В письме содержится предложение опротестовать постановление Правительства РФ от 14.08.2005 года N 595 "Об утверждения положения о лицензировании деятельности пожароопасных производственных объектов", в части установления содержания лицензируемого вида деятельности, как противоречащее Федеральному закону N 128-ФЗ и ч. 1 ст. 115 Конституции РФ.
Минэкономразвития России считает необоснованным требование лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов. Об этом говорится в письме Министерства экономического развития и торговли РФ в адрес "ОПОРЫ России". Сами топливники уже решили, что бесполезно бороться: дело о лицензировании А3С как пожароопасного производственного объекта фактически проиграно, - заявляли в Российском топливном союзе.
Спор о необходимости лицензирования АЗС как пожароопасных производственных объектов шел между МЧС России и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. МЧС России в своем заключении сообщает, что АЗС подлежит обязательному лицензированию в качестве пожароопасного производственного объекта в соответствии со ст.17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". По мнению МЧС, функционирование АЗС невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов нефтепродуктов, являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Их эксплуатация связана с возможностью возникновения пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей и значительному материальному ущербу. Таким образом. АЗС являются пожароопасными производственными объектами.
Вместе с тем, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется. Вместе с тем, автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России.
В итоге Высший арбитражный суд РФ вынес решение: лицам, эксплуатирующим АЗС, необходимо и достаточно иметь лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.
"Опора России" отмечала, что АЗС не являются пожароопасными производственными объектами, поэтому нет необходимости в их дополнительном лицензировании.
Как отмечается в письме "Опоры России":
Противоречие заключается в том, что АЗС не является производственным объектом и, следовательно, на АЗС не распространяется действие закона N 116-ФЗ и "Положения".В качестве аргументации можно привести следующее.
1. На АЗС осуществляется только розничная торговля готовой продукцией (моторным топливом, маслами, спецжидкостями), произведенных на нефтеперерабатывающих и иных производственных предприятиях.
2. Продажа на АЗС моторного топлива или иной готовой продукции не является производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утв. постановлением Госстандарта от 06.11.2001 г. N 454-ст). В соответствии с разделом О "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" деятельность АЗС относится к группе 50.50 "Розничная торговля моторным топливом", включающей в себя розничную торговлю моторным топливом для автотранспортных средств, мотоциклов и т.п., осуществляемую стационарными и передвижными автозаправочными станциями и т.п.
3. Согласно СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" АЗС, как предприятия торговли, к производственным объектам не относятся.
4. В случае отнесения АЗС к опасным производственным объектам на нее должны распространяться ограничения по условиям эксплуатации в соответствии с законом N 116-ФЗ, а именно: необходимость регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (ст.2); проведения экспертизы проектной документации и порядка ее утверждения (ст.8, 13); обеспечение мер по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц (ст.9); наличие декларации промышленной безопасности (ст. 14).
Указанные ограничения могут распространяться на производственный объект, только в том случае, если этот объект удовлетворяет критерию опасности. Критерий опасности в соответствии с приложением 2 к закону N 116-ФЗ и п.8 "Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов" (РД 03-616-03) определен, как единовременное нахождение на объекте 200 и более тонн легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Решение о признании объекта опасным производственным принимается специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г .N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" является указанная служба (Ростехнадзор РФ).
В связи с тем, что на АЗС единовременно не находится 200 и более тонн моторного топлива, а также с учетом специфики их эксплуатации (размещение непосредственно в городской застройке и даже встраивание в общественные здания, присутствие наряду с обслуживающим персоналом неорганизованных посетителей, свободный доступ на территорию, наличие на одной территории магазинов, кафе, объектов технического сервиса, и т.д.), они только уже по этой причине не относятся к опасным производственным объектам и не подпадают по этим основаниям под регулирующее действие закона N 116-ФЗ.
Естественно, что и Ростехнадзор РФ не относит АЗС к сфере действия закона N 116-ФЗ, не разрабатывал и не издавал нормативные документы в области обеспечения их промышленной безопасности, не регистрирует их в качестве опасного производственного объекта в государственном реестре и не осуществляет государственный надзор за ними на всех стадиях жизненного цикла. Позиция Ростехнадзора РФ по данному вопросу неоднократно подтверждена в разъяснениях на запросы предпринимателей и подчиненных структур (последнее от 13.10.2005 г. N АМ-17/1669).
5. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию обеспечение мер промышленной безопасности к АЗС, как к опасному производственному объекту, законодательством не регулируется. В практической деятельности требования со стороны представителей МЧС на этих стадиях также не выдвигаются по этой же причине.
6. В соответствии с п.1 ст.9 закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила промышленной безопасности ведения работ на опасном производственном объекте. В отношении АЗС соответствующие Правила промышленной безопасности как для опасного производственного объекта не установлены. В Правилах промышленной безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 г. N 33) прямо указано, что они не распространяются на отдельно стоящие АЗС.
7. Применительно к АЗС действуют требования и правила пожарной безопасности, установленные в отношении общественного, а не производственного объекта - на стадии строительства действуют НБП 111-98 "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", на стадии эксплуатации - раздел 16 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации".
Таким образом, можно сделать вывод, что АЗС не является опасным производственным объектом и по этой причине не подпадает под действие закона N 116-ФЗ и подзаконных актов, изданных Ростехнадзором РФ в порядке реализации указанного закона. И, как следствие, на АЗС не должен распространяться нормативный порядок обеспечения промышленной безопасности.
С целью устранения излишних административных барьеров в предпринимательской деятельности по розничной торговле моторным топливом через АЗС, снижения необоснованных эксплуатационных расходов и, как следствие, исключения дополнительных причин роста цен на топливо представляется необходимым уточняющие изменения в закон N 116-ФЗ - считает "Опора России".
Предлагались следующие изменения.
В статью 1 ввести определение "производственного объекта". Производственным является объект, на котором осуществляется производственная деятельность, т.е. совокупность действий людей, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг, выполняемых с применением орудий труда и необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.
В приложении 1 первый абзац изложить в формулировке: "К категории опасных производственных объектов относятся объекты, осуществляющие производственную деятельность, на которых:" и далее по тексту.
Руководствуясь ст.16 Федерального закона от 08.08.2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и принимая во внимание Ваш приказ от 17.08.2005 г. N 29 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности", ОПОРА РОССИИ обращается к Вам с просьбой внести на основании ст.9 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предложения в Государственную Думу РФ о введении указанных изменений в Федеральный закон N 116-ФЗ.
Учитывая, что АЗС не является производственным объектом, - не допускать возбуждения дел по фактам работы без лицензии на вид деятельности "эксплуатация пожароопасных производственных объектов" в отношении предпринимателей, занимающимися розничной торговлей моторным топливом через АЗС.
Комментарии